double arrow

Новая парадигма

Сейчас уже ясно, что трансперсональная психология основывается на особых подходах, Томас Кун (1962) называл это новой парадигмой.

Кун определял парадигму как набор ценностей и понятий, которых придерживаются члены любого научного сообщества. В любом таком сообществе теория и практические исследования идут в русле фундаментальных понятий и ценностей. Кун указывает, что решающий прорыв в науке происходит в результате коренного изменения парадигмы, которой придерживались исследователи. К сожалению, в первое время новое почти встречает яростное сопротивление. Сторонники нового течения обычно обвиняются в использовании антинаучных методов или в изучении далеких от науки проблем.

Тарт (1975) детально проанализировал подходы, отличающие персональную психологию от традиционной. Сюда входят следующие отличия:

1. Старые понятия: Физика — это наука наук, изучение реального мира. Мечты, эмоции, человеческие переживания, в общем, все — производное от физики.

Новые понятия: Психологическая реальность почти так же реальна, как физическая. И современная физика подтверждает, что эти реальности не так уж далеки друг от друга.

2. Старые: Индивид существует в относительной изоляции от окружающего мира. Каждый из нас по своей сути является независимым созданием. И не ощущая себя частицей мира, мы можем стремиться владычествовать над ним.

Новые: Между всеми формами жизни существует глубинная психологическая духовная связь. Каждый индивид — это космическое создание, там, в космосе, его настоящие корни.

3. Старые: Обыденное состояние нашего сознания является наилучшим, самым удобным (адаптивным) из всех возможных вариантов того, как может быть организован разум. Все другие состояния сознания не столь хороши или не являются нормальными. Даже «творческие состояния» вызывают подозрения, часто их рассматривают как граничащие с патологией (т.е. «regression» — идущие назад).

Новые: Возможны ощущение, сознание и даже разумность более высокого уровня. То, что мы называем пробудившимся сознанием, на самом деле больше похоже на «беспробудный сон», в котором мы используем всего лишь малую часть нашего разума и наших возможностей.

4. Старые: Желание испытать измененные состояния сознания являются признаком патологии или незрелости.

Новые: Стремление испытать различные состояния сознания совершенно естественно для здорового развития человека.

5. Старые: Основное развитие личности завершается с повзрослением, за исключением невротиков, людей, в детстве перенесших психологическую травму и т. п.

Новые: У обычных взрослых индивидов мы находим всего лишь рудиментарный уровень зрелости. Основа такой «здоровой» взрослой личности представляет собой только фундамент для дальнейшей духовной работы и развития мудрости и зрелости более глубокого уровня.

Из авторитетных источников различных духовных традиций следует, что обычное состояние нашего сознания не только ограниченно, но вообще подобно сну и иллюзорно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что варианты психотерапии, имеющие дело только с динамикой развития личности, являются поверхностными и приносят лишь временные результаты. Так мы, потчуя больного друга сладостями, доставляем ему удовольствие, но не поможем исцелиться.

Кен Вилбербыл крупным теоретиком трансперсональной психологии. В своей главной книге «Спектр сознания» (1977) Вилбер попытался интегрировать восточную и западную психологию в единую модель. Согласно Вилберу, духовное развитие помогает преодолеть целый ряд дихотомий человеческой психики. Во-первых, это разрыв между сознанием и подсознанием, или между персоной и тенью. Затем это разделение между разумом и телом, разделение организма и окружающей среды. Финальная стадия духовного развития — это достижение мистического единения с гармонией космоса. Вилбер доказывает, что каждый уровень сознания имеет свои проблемы и соответствующие формы терапии или духовной практики.

Вилбер (1980) также описал духовный рост и развитие человеческой личности применительно к двум основным методикам. Во-первых, есть внешняя «дуга» (верхний, внешний полукруг «круга»), методика развития личности, развитие эго. Вторая методика — это внутренняя дуга (полукруг), это трансперсональное, духовное развитие от самосознания к сверхсознанию.

История Внешней Дуги — это история Героя. Это история жестокой битвы за освобождение от сна подсознания... История Внешней Дуги — это также история эго, потому что эго и есть Герой... Но Внешняя Дуга, движение от подсознания к самосознанию, — это только половина истории эволюции сознания... За пределами самосознающего эго, согласно мистикам-мудрецам, лежит дорога возвращения в вечность и психология вечности — Внутренняя Дуга.

Во внешней дуге (полукруге) мы начинаем с того, что чувствуем свое «я» как часть какого-то сообщества, поскольку научаемся языку и социализируемся в какой-то определенной культуре. Затем идет стадия ментального, субъективно ориентированного «я», когда мы осмысляем идею своего «я» и у нас формируется здоровое, гармоничное эго. Финальная стадия внешней дуги (полукруга) — это интегрированное «я», это самоактуализация, которая, как правило, являет собой наивысший уровень человеческого развития, идентифицированного в западной психологии.

Внутренняя дуга развития берет начало с глубокого, «тонкого», «я», обладающего высокоразвитой интуицией и экстрасенсорным восприятием. Следующая стадия высокого, «тонкого» «я» описывалась величайшими мистиками как видение благословенного царства Божия.

Финальные стадии — это низкокаузальное «я» и высококаузальное «я», санные в мистической литературе как высочайшие уровни просветление и духовных достижений человека.

Вилбер рассматривает эволюцию как последовательность проявлений Духа; на высочайших стадиях духовного развития. Дух осознает сам себя.

Многие другие трансперсональные психологи стремились интегрировать свою систему понятия и концепции азиатских источников. Азиатские психологи в основном больше фокусируют внимание на уровнях духовности переживаний и в меньшей степени — на различных патологиях. В их исследования включаются карты состояний сознания субъектов, обсуждение уровней развития, в том числе таких, для которых непригодны традиционные психологические формулировки. Вэлш (1989) сделал обзор литературы по восточной медитации и соответствующим психотерапевтическим практикам.

Другим значительным теоретиком трансперсональной психологии, является Станислав Гроф, европейский психиатр, много сделавший для исследования психоделиков и измененных состояний сознания. Гроф (1993) говорит, что разум можно сравнить с голограммой.

Каждая часть голограммы несет информацию о целом. Гроф доказывает, что, хотя все мы представляем собой отдельные индивидуальности, наш разум содержит не только личный опыт, но и универсальные модели (паттерны) и истины.

Гроф (1975, 1993) описал следующие характерные особенности опытов с психоделиками: ощущение преодоления пространства и времени; ощущение преодоления различий между материей, энергией и сознанием; преодоление разрыва между индивидом и внешним миром.

Гроф (1975) разделил опыты с психоделиками на четыре категории: абстрактные, психодинамичные, перинатальные и трансперсональные,

1. Абстрактные опыты — это главным образом переживания, связанные с органами чувств, необычно яркое восприятие цвета или звуков.

2. Психодинамичные опыты — это ожившие эмоционально окрашенные воспоминания. Сюда же относятся переживания, имеющие символический смысл, подобные тем образам, которые мы видим в своих снах.

3. Перинатальные опыты — переживания, связанные с рождением и смертью. Гроф говорит, что процесс рождения имеет четыре стадии. Первая начинается с периода, предшествующего началу схваток. Развивающийся ребенок спокойно лежит в утробе матери. Эта стадия ассоциируется с ощущением безграничности и с такими символами, как, например, океан. Вторая стадия, начало схваток, ассоциируется с тревогой и угрозой, ощущением западни. Во время третьей стадии ребенок продвигается по родовому каналу. С этой стадией может ассоциироваться борьба за существование, сильное давление и ощущение удушья. Четвертая стадия — это саморождение ребенка, борьба, которая в конце концов заканчивается освобождением и релаксацией. Сюда же можно отнести ассоциации с созерцанием прекрасного или света, чувство освобождения или спасения, а также переживания, связанные со смертью и новым рождением.

4. Трансперсональные опыты. В трансперсональные переживания входит чувство, что наше сознание простирается за пределы границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми.

Гроф (1988) разработал технику холотропного дыхания, дающую возможность входить в состояния сознания, подобные тем, какие бывают в результате воздействия психоделиков. Многие индивиды сообщали о своих переживаниях после холотропного дыхания, которые повторяли результаты, полученные Грофом при работе с ЛСД.

Другим выдающимся пионером трансперсональной психологии является Роберто Ассаджиоли(1971). Ассаджиоли — итальянский психиатр, которому довелось учиться как с Фрейдом, так и с Юнгом, разработал систему, называемую психосинтезом.

Мы говорим об обычном «я» и о более глубоком «я», но это не означает, что существуют два отдельных и независимых «я», два существа в одной оболочке. На самом деле существует одно большое «Я». То, о чем мы обычно говорим «я», это всего лишь маленькая частица глубинного «Я», которое наше сознание способно осознать в тот или иной момент... Это отражение того, что когда-нибудь станет еще более ясным, еще более живым; и возможно, это «я» сможет воссоединиться со своим истоком.

Если можно сказать, что гуманистическая наука (психология) имеет другие цели, кроме удовольствия изучать тайны человеческого сознания, ее задачей должно быть освобождение индивида от внешнего контроля, чтобы он стал менее предсказуемым для наблюдателя... хотя возможно, более предсказуемым для самого себя (Mаслоу, 1966).

Ассаджиоли различает два уровня работы в психосинтезе: персональный и трансперсональный. Персональный психосинтез фокусирует внимание на интеграции личности вокруг личностного «я». Трансперсональный психосинтез занимается воссоединением личности с трансперсональным «я». Ассаджиоли подчеркивает, что личностное «я», в основном, представляет собой отражение трансперсонального «я».

Раньше считалось, что трансперсональные аспекты человеческого опыта целиком находятся во владении священников, шаманов и разнообразных духовных наставников. В настоящее время трансперсональное мы в основном относим к области психологии. Когда речь идет о таких понятиях, как личностные ценности, значение того или иного явления или цель, которую ставит перед собой индивид, мы задумываемся о высшем смысле, то есть обращаемся к проблемам, имеющим духовную, трансперсональную природу.

Карл Юнг считал, что только путем преображения сознания мы можем изменяться и духовно расти.

Все самые большие и важные проблемы жизни по своей сути неразрешимы... Их вообще невозможно решить, их можно только перерасти. Это «перерастание» требует нового уровня сознания.

Измененные состояния сознания (ИСС)

РСС - расширенное состояние сознания

ССС - суженое состояние сознания

ТСС - трансперсональное сознание

Основной составляющей личности является сознание. Его важнейшая задача -сведение воедино всех функций психики. Сознание неразрывно связано с представлением человека о себе, т.е. с собственным «Я». Фактически для людей сознанием является знанием, которое может быть передано другим. Т.о., наше представление о своем «Я» неразрывно связано с речью. Но речь является сравнительно недавним приобретением человека как биологического вида. Поэтому в нашем мозге существует множество систем, которые не связаны с ней.

Далеко не все мыслительные процессы могут быть выражены словесно, а следовательно, и переданы другим. Такое мышление мы называем интуитивным. Оно с трудом поддается осознанию и управлению, хотя, возможно, является наиболее продуктивным.

Деятельность левого полушария напоминает работу компьютера. Оно отвечает за чувствительность и подвижность правой половины тела, за логическое мышление и обрабатывает информацию строго последовательно. Ему удобно иметь дело лишь с хорошо знакомыми вещами и легко различимыми стимулами. У него лучше, чем у правого развито чувство времени. Оно отвечает за аналитическое восприятие и определяет склонность к обобщению. У большинства правшей левое полушарие отвечает за речь. А т.к. речь основной инструмент сознательного мышления, то можно сказать, что именно в нем находится наше осознаваемое «Я». Лишь незначительное число людей имеют речевой центр в правом полушарии.

Правое полушарие отвечает за чувствительность и подвижность левой половины тела, за пространственную ориентацию, оно быстрее, чем левое, отвечает на невербальные стимулы, исследует незнакомые объекты, устанавливает различия, ему легко дается одновременное восприятие. У большинства людей оно осуществляет целостную переработку информации - это образное ассоциативное мышление. И, скорее всего, оно отвечает за интуицию.

Для нормального функционирования личности необходимо их слаженное взаимодействие. У здорового человека это обеспечивается несколькими пучками нервных волокон, проходящих через мозолистое тело.

Но, тем не менее, с возрастом полушария приобретают столько отличий, что начинают напоминать две различные личности. И обычно правое полушарие все больше отдаляется от осознаваемого «Я». Это доказывают эксперименты с людьми, у которых для устранения эпилепсии перерезают волокна, связывающие полушарии. У таких больных каждое полушарие получает информацию только от одного глаза и от одного уха. Поэтому становится возможным общение с каждым полушарием по отдельности.

В литературе описан случай, когда у одного эпилептика после подобной операции «говорящими» оказались оба полушария (как известно, правое полушарие не способно к словесному общению). Когда левому полушарию задавали вопрос: «Кем бы вы хотели быть», то получали ответ: «Чертежником». На тот же вопрос правое ответило: «Автомобильным гонщиком». Полушария отдельно выражали свое мнение о любимой телезвезде, о знакомых, о пищевых предпочтениях и других склонностях. При показе куриной лапы левому полушарию и зимней реки правому, больной быстро и правильно выбрал правой рукой (контролируемой левым полушарием) картину с курицей. Затем левой - рисунок с коньком. На вопрос: «Что вы видели?», он ответил: «Я видел лапу и выбрал курицу, а курицу нужно чистить от перьев коньком». На протяжении опытов левое полушарие всегда пыталось объяснить вслух выбор правого, тогда как последнее, хоть и владело речью, свое мнение могло излагать лишь письменно посредством подвластной ему левой руки.

Внутренние противоречия без их разрешения увеличиваюотстраненность полушарий. В крайних случаях это приводит к расщеплению личности.

В мозге образуются невероятно сложные комплексы - мотивационные поля, или доминанты. Доминанта - рабочий принцип деятельности, определяющий вектор поведения. Она способна поддерживать и суммировать в себе возбуждение. В мозге имеется масса доминант, каждая из которых включается в определенных ситуациях. То или иное действие определяет возбужденная доминанта. Причем активация одной из них вызывает торможение других, особенно близлежащих. Это позволяет без помех осуществлять определенный вид деятельности, хотя при поисковой работе используется широкое возбуждение коры головного мозга.

Как любая сложная система мозг не застрахован от сбоев и ошибок. В сложных ситуациях между и внутри доминант могут возникать противоречия. При междоминантных конфликтах некоторые из них могут вытесняться в сферу бессознательного. При внутридоминантных сбоях в них возникает незатухающий очаг возбуждения. Также возможно сочетание этих видов нарушений. Т.о., могут возникать неосознаваемые программы и мотивы поведения, имеющую нежелательную для личности направленность.

В результате возникают напряжения, приводящие к образованию психологических комплексов, скованности, ослаблению сопротивляемости организма; в тяжелых случаях - психических расстройств или психосоматических заболеваний. Образование подобных вытесненных доминант или систем конденсированного опыта, как их называет Станислав Гроф, явление вполне обычное. Возможно, это одна из причин преждевременного старения и многих старческих заболеваний.

По современным представлениям ИСС локализовано в некотором участке мозга, который еще Павлов назвал «светлым пятном». Наличие этого пятна подтверждается современными научными данными на основе анализа перераспределения кровотока в мозге и исследования электрических потенциалов. Благодаря этому образованию человек может идентифицировать себя как определенную личность, обладающую собственной волей.

«География светлого пятна» может изменяться, а иногда этот участок вообще попадает в зону торможения. Последнего добиваются гипнотизеры, т.к. в подобном состоянии человек становится абсолютно внушаемым, теряя всякую критичность и свободу воли.

В таких состояниях весьма вероятно образование изолированных островков восприятия, информация из которых не доступна в обычном состоянии. На их базе возможно образование новых «Я», имеющих собственную мотивацию, а иногда даже способных вызывать торможение зоны обычного «Я», полностью забирая контроль в свои руки. Так у большинства людей вырабатывается X своя реакция на стрессы, в которых они ведут себя не так, как хотели бы того сознательно. Формирование новых «Я» может происходить по чужой воле.

Например, известный психотерапевт Милтон Эриксон часто произвольно мог вводить в трансовое состояние, даже не прерывая речи. Эту способность он приобрел в результате практики самопогружения в транс, благодаря чему им были освоены новые участки мозга, где образовались «филиалы» «Я». Подобная организация позволяет более рационально использовать ресурсы мозга. К тому же личность становится более многогранной, но не расщепленной, т.к. с опытом самопогружения растет подвижность сознания. Это свойство приводит к увеличению зоны осознаваемого, а вместе с ней происходит увеличение спектра способностей и возможностей.

Следует отметить, что существуют также болезненные нарушения сознания вследствие различных психических заболеваний, но по отношению к ним термин ИСС не применяется.

Сверхбодрствование или напряженное бодрствование, - это стрессовое или послестрессовое состояние, связанное с увеличением поисковой активности, готовности к мобилизации резервов.

Озарение, вдохновение (инсайт), по восточной терминологии - сатори, - результат широкомасштабных интегративных процессов между сознанием и подсознательным. Обязательной предшествующей ступенью этому состоянию является сверхбодрствование.

Сексуальный оргазм также может приводить к значительным изменениям в состоянии сознания, высвобождая огромный энергетический потенциал. Недаром во многих древних религиозных культурах секс обожествлялся и использовался как магический очищающий ритуал. В некоторых культурах его использовали для изгнания нечистой силы или злых духов. Накопление, рациональное использование и умение управлять сексуальной энергией - основа любых психоэнергетических практик.

Известно, что к тяжелобольным людям перед смертью возвращается ясность сознания, даже если раньше оно было затуманено болезнью. Особенно интересен феномен возвращения памяти в предсмертные минуты к больным, страдающим от рассеянного склероза. Эта страшная болезнь разрушает мозг, и человек задолго до смерти теряет последние искры памяти. Но, несмотря на это, за несколько минут до смерти такие больные начинают вести себя вполне нормально, узнавая родных и близких, что с научной точки зрения мало объяснимо.

Индуктивные состояния – состояния, вызываемые галлюциногенами и гипервентиляцией легких. Последнее, в отличие от наркотиков, действует очень специфично, снимая блокировку информационных потоков, повышая эмоциональную индуктивность. В результате этого возникают интенсивные галлюцинации и другие интересные феномены. Фактически этот путь открывает доступ к любым психическим состояниям и реальностям. Наиболее сильным из известных в настоящее время галлюциногеном является ЛСД-25. По силе воздействия его можно сравнить с почитаемым на древнем Востоке как божество напитком сома. Тайной его приготовления владели лишь священнослужители. В настоящее время его секрет утерян. ЛСД стал мощным средством познания человеческой психики и терапии. Во времена психоделической революции множество художников, писателей, музыкантов, ученых совершали ЛСД-путешествия в поиске новых творческих идеи и озарения. В начале 60-х годов это можно было сделать официально в клинике под присмотром специалистов. Галлюциногены не вызывают привыкания.

Но так же, как и в случае с сомой, остаточное действие ЛСД может ощущаться весьма длительное время - до нескольких месяцев. Крайне редко даже единичное употребление этого препарата может привести к необратимому развитию шизофрении. По-видимому, в таких случаях имеет место предрасположенность к этому заболеванию. Следует отметить, что психические нарушения могут возникать при приеме любых наркотиков. По данным ВОЗ, у 15% наркоманов с 3-5 - летним стажем развиваются психозы.

На смену ЛСД пришли дыхательные техники, имеющие аналогичные действия без каких-либо отрицательных долговременных последствий.

При опьянении алкоголем и наркотиками также происходит стимуляция психической деятельности, но в значительно меньшей степени. Эти вещества имеют меньшую специфичность, и при превышении оптимальной концентрации в большей мере проявляется их токсический эффект, вызывая состояния оглушения.

В 1988 г. из Манхеттена пришло новое увлечение - танцевальный марафон с употреблением наркотического стимулятора «экстези».

За понятием «ритуальный транс» стоит целая группа состояний, методы, достижения которых связаны с различными культами и верованиями. Такие состояния возникают при истовой молитве, религиозных обрядах, мистериях, ритуальных плясках. Например, жрецы древнегреческой богини Сивиллы, которые занимались прорицательством для вхождения в ритуальный транс использовали вдыхание вулканических газов. Сюда можно отнести ряд групповых мероприятий, где проявляет себя так называемый «эффект толпы».

Считается, что в состоянии сна идет многоплановая психическая работа, в том числе и перераспределение полученной днем информации. Наиболее бурно эти процессы протекают в фазе быстрого сна. В ней нам снятся запоминающиеся сны. Сны, в которых человек может почувствовать себя хозяином или творцом внутренних реальностей, называются ясными, или прозрачными (управляемые сны).

Состояние сомнамбулизма, или лунатизма. Это состояние, в которое человек может переходить как из обычного сна, так и из глубокой стадии гипноза. Находящийся в нем совершенно лишен сознательного контроля, благодаря чему лунатики могут проделывать такие трюки, которые не осмелились бы повторить даже профессиональные гимнасты. Далеко не каждый человек может войти в состояние сомнамбулизма посредством гипноза. Во многих культурах таких людей использовали для общения с духами.

Поисковая активность человека имеет прямую зависимость от снов. Сны - это в определенном смысле диалог сознания и подсознательного, во время которого осуществляется интенсивная работа.

Традиционно все ИСС делятся на расширенные (РСС) и суженные (ССС). К РСС по субъективным ощущениям можно отнести как состояние сверхбодрствования и озарения, так и трансперсональные переживания в глубоком трансе при обширном торможении мозговой активности. В обоих случаях происходит расширение поля сознательного внимания. Поэтому выделяют отдельную группу ИСС - трансперсональные состояния сознания (ТСС).

Расширение сферы внимания, как и вообще наличие каких-либо ощущений при глубоком торможении коры головного мозга, - еще один парадокс сознания, выходящий за рамки понимания современной науки.

По картине электроэнцефалограммы мозга, в порядке уменьшения частот колебаний, СС можно расположить следующим образом: бодрствование, сновидение, глубокий сон, ТСС.

Станислав Гроф считает, что в мире все находится в потенциальном или актуальном состоянии. Применительно к этой ситуации по мере актуализации сознания, т.е. его расширении в ТСС, мозговая активность потенциализируется, а значит, переходит в скрытое состояние. Т.о., сознание во всей своей полноте существует вне мозга.Видение мира для человека ограничивается широтой внимания, памятью, рамками чувственного восприятия, ограниченностью во времени. В ТСС эти ограничения фактически снимаются. В этих состояниях люди могут ощущать единение с социумом, вселенной через исчезновение собственного «Я» и отождествлением себя с различными внешними объектами любых масштабов. Опыт, приобретенный в ИСС, не поддается детальному словесному выражению. В ТСС становится возможным восприятие иных измерений и реальностей, для которых понятия человеческого языка полностью неадекватны.

Эти видения сопровождаются чувством реальности всего воспринимаемого, исчезновением страха, изменением системы ценностей, потерей интереса к материальным благам.

Своим талантам многие гении обязаны способности к определенному сосредоточению на решаемой проблеме, т.е. умению произвольно входить в ИСС. Известно, что Архимед был настолько погружен в свои расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Эйнштейн часто варил свои часы, засекая время по яйцу, которое он держал в руке.

Среди распространенных феноменов ИСС следует также отметить нарушение восприятия тела. Изменяются ощущения размеров тела, его пропорций. Если затрагиваются пласты эмбриональной памяти, то создается впечатление относительного увеличения размеров головы.

В ССС человек может отождествлять себя с каким-либо органом, клеткой, зародышем, сперматозоидом. При выходе сознания за пределы тела возможно полное отождествление себя с любым одушевленным или неодушевленным предметом. Вместе с этим изменятся представление о телесной оболочке как о вместилище своего «Я». Так, во многих восточных психотренинговых системах в целях оздоровления и духовного самосовершенствования практиковалось намеренное перемещение сознания в различные органы и части тела, а также во внешние объекты.

В РСС при максимальном погружении тело как бы вовсе исчезает, и человек ощущает себя точкой чистого сознания без какого-либо носителя и связанных с ним ограничений.

Восприятие времени в ИСС субъективно может ускоряться, замедляться, возникают эффекты перемещения сознания в нем как в прошлое, так и в будущее. Явление многократного ускорения внутреннего субъективного времени - загадка, над разрешением которой бьются многие ученые. Дело в том, что нервные импульсы имеют вполне определенную скорость, что ограничивает скорость восприятия информации. И изменить ее фактически невозможно. Но как объяснить случаи, когда в ИСС во внутреннем времени люди переживают дни и годы буквально за считанные минуты или часы.

Станислав Гроф утверждает, что некоторые из его пациентов после нескольких часов ЛСД-сеанса выносили память о тысячелетиях, прожитых в иных реальностях. Также известен феномен, что в моменты, когда человек близок к смерти, перед его внутренним взором за считанные мгновения с удивительной полнотой проносится прожитая жизнь.

Еще один широко известный пример парадоксов восприятия времени - формирование длительных по событийности снов, возникающих под влиянием кратковременных факторов. В исламских священных текстах описывается как пророк Магомет был взят со своего ложа ангелом Гавриилом. Они побывали на седьмом небе, в аду и после девятисоткратной беседы с Богом Магомет был возвращен обратно. Перед путешествием он сбил кружку с водой, стоящей рядом на столике, по возвращении же успел ее подхватить, не дав упасть на пол. Исследуя нарушения восприятия времени при предсмертных переживаниях реанимируемых людей, Р. Моуди пришел к выводу, что не сознание умирает во времени, а время умирает в сознании. Т.о., предсмертный миг открывает перед человеком врата вечности.

При более глубоком погружении характерным признаком ССС является сужение поля зрения - это так называемое туннельное зрение. Вхождение в подобный туннель - необходимый этап в проникновение в мир духов в ритуале камлания из в шаманских практик.

При этом шаманы идут путем мертвых, проникая в тот мир дальше, чем это удается реанимированным после клинической смерти.

Обычно неподготовленному человеку ССС помогают глубже вникнуть и максимально проработать как психологические, так и соматические проблемы. Туннель подобен линзе, помогающей сконцентрировать внимание на определенных участках сознания и подсознания, при этом не могут устоять никакие барьеры памяти и информационные запреты. По очищающей силе подобный процесс не идет ни в какое сравнение с психоанализом. Возникает так называемый эффект гипермнезии, в результате которого с потрясающей четкостью восстанавливаются события любой давности, вплоть до самого рождения и внутриутробного развития. Часто события разворачиваются перед наблюдателем внутри самого туннеля, но они также могут выходить за его пределы, а иногда туннель служит как бы трамплином для выхода в ТСС.

ССС могут возникать при резком выходе из очень динамичного и эмоционально насыщенного сна. Особенно это касается кошмаров, в ходе которых происходит сужение зрения.

Как показали исследования, диагностика и лечение различных заболеваний целителями-экстрасенсами происходит практически исключительно в ССС. С этим состоянием связано большинство парапсихологических феноменов. Это телепатия, телекинез, ясновидение, интроскопия, сознательное вмешательство в деятельность ВНД, т.е. контроль над процессами, обычно не поддающимися сознательной регуляции. В ИСС у человека изменяется структура и характер речи. Эти изменения вполне упорядочены. На каждом уровне ИСС язык имеет свои особенности.

В 80-х годах в СССР была создана новая научная дисциплина «Филология и лингвистика ИСС», которая была призвана изучать непроизвольно возникающие ИСС у людей с высокой физиологической и психологической нагрузкой (операторы, подводники, летчики, диспетчеры, космонавты и т.д.), на которых лежит огромная ответственность за жизнь людей и сохранность техники. Результаты подобных исследований неожиданно нашли применение еще в одной области знаний - толкование древних религиозных текстов. Оказалось, что авторы этих произведений писали их не только на языке своих эпох, но и на языке своих ИСС, поэтому их порой так трудно интерпретировать.

Дифференцированные исследования, проведенные в 1975 г советскими учеными на больных с повреждением одного из полушарий головного мозга, позволили сделать вывод, что каждое из них имеет свою временную ориентацию: правое функционирует в настоящем-прошлом, левое - в настоящем-будущем. Поэтому у правшей при нарушении функции правого полушария иногда картины давно минувших дней накладываются на восприятие настоящего.

При этом исследователи считают, что это не просто память, а непосредственное восприятие прошлого. А при повреждении левого полушария или при нарушениях межполушарных взаимодействий снимается запрет на восприятие в будущем времени. Подобное явление называется проскопией. Чаще эта способность проявляется у левшей. Кроме того, при различных нарушениях деятельности мозга или его повреждениях у них наблюдается ряд других «аномалий», не замеченных у правшей.

Это кожно-оптическое зрение, способность ощущать вкусовые качества продукта при его ощупывании (обычно определяется кислое, сладкое, соленое, горькое), видение расположенных сзади объектов. Левшам чаще сняться цветные и вещие сны. Вывод: у левшей дифференциация полушарной деятельности выражена в меньшей степени, чем у правшей. Поэтому у левшей возможны межполушарные взаимодействия по типу взаимопомощи. Следовательно, такой мозг может работать более согласованно, что позволяет ему более полно концентрироваться на определенного рода деятельности.

Карл Густав Юнг создал теорию коллективного бессознательного. В соответствии с ней существуют особые энергоинформационные образования - архетипы, в которых хранится коллективная память человечества. В НСС каждый человек подвержен влиянию коллективного бессознательного, но не способен это осознавать. В ИСС человеческое сознание получает возможность черпать информацию из общечеловеческой памяти.

Опыт показывает, что для ликвидации различных психологических проблем человек, прежде всего, должен осознать их первопричину.

С. Гроф и его последователи полагают, что корни проблем лежат не только в биографическом материале, но имеют свое отражение в области коллективного бессознательного, откуда приходят в виде исторической памяти и различных религиозно-мистических переживаний.

Причиной всех психосоматических заболеваний является внутренняя борьба или агрессия расщепленной личности, направленная против себя. Причина - социально приобретенное чувство вины, некое самобичевание, которому организм вынужден противопоставлять врожденные механизмы самосохранения. Поэтому при лечении подобных заболеваний необходимо вывести эту борьбу вовне, переориентировать поглощенное в ней внимание.

При использовании особых состояний сознания даже самый опытный психотерапевт, психолог, социальный работник всегда испытывает волнение. Это естественно, ведь цена ошибки при работе с душой всегда очень велика и для клиента и для специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: