double arrow

ПОДХОДЫ К ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Исследователи, внесшие основной вклад в трансперсональную психологию, весьма разнообразны в подходах и интересах. Ниже приводится ряд небольших отрывков из работ, отражающих это разнообразие.

Без трансцендентального и трансперсонального мы становимся больными, грубыми и отрицаем все и вся, или же впадаем в состояние полной безнадежности и апатии.

Одно из наиболее ранних формальных определений этой новой дисциплины появилось в первом выпуске журнала трансперсональной психолог:

Трансперсональная психология (или психология «четвертой силы»), название дано новой силе, которая формируется в области психологии группой психологов и специалистов других областей знания — мужчин и женщин, интересующихся проблемами предельных способностей и возможностей человека, которые не получили систематического отражения в позитивной или бихевиористской теории («первая сила»), теории классического психоанализа («вторая сила») или гуманистической психологии («третья сила»).

Для некоторых людей трансперсональная психология особенно важна по тому, что она включает в себя психологическую мудрость других культур традиций.




Трансперсональная психология соединяет в себе прозрения различных школ психологии личности Запада с духовными психологиями Востока и Среднего Востока.

Поначалу, когда мы начинаем понимать, насколько ограничен наш опыт и что западные идеи не являются центром психологической вселенной, это тревожит нас. Потом это чувство проходит, когда человек осознает, как много работы уже проделано, но нуждается в подтверждении результатов с помощью научных и экспериментальных возможностей западной психологии.

При другом подходе акцент делается на включение в трансперсональную психологию опытов, которые ранее игнорировались или отвергались различными ветвями психологии.

Трансперсональные опыты можно охарактеризовать как опыты, при которых ощущение идентичности или ощущение своего «я» распространяется за пределы индивида или личности, охватывая более широкие аспекты. Таких понятий, как человечество, жизнь, душа (psyche) и космос... Трансперсональная психология это психологическое изучение трансперсональных опытов и их коррелятов (включающих повседневную жизнь, творчество или духовные переживания, инспирированные подобными экспериментами).

Рассмотрев сорок определений данного предмета, авторы вывели следующее: «Трансперсональная психология занимается изучением наиболее высокого потенциала человечества, распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентальных переживаний».

Основная концепция человеческой природы в трансперсональной психологии не нова. Она существовала в человеческой культуре всегда. Она называлась «perennial» (вечная, преемственная) философия, ((perennial» религия и «perennial» психология. Что здесь есть нового, так это задача объединить идеи многочисленных и разнообразных традиций и культур для того, чтобы создать язык современной психологии и научных обоснований. Не все трансперсональные психологи или исследователи религии согласны с тем, что существует какая-то perennial традиция, охватывающая различные формы религии. Другую крайность представляет собой позиция, согласно которой вообще не существует какого-то основного, нейтрального мистического опыта, к которому возвращались бы мистики всех времен и народов, давая ему свою интерпретацию. Мистический опыт зависит от традиций, в которых сформировался тот или иной мистик, невозможно полностью сохранить смысл опыта, лишив его культурного и религиозного контекста. Вечная модель включает четыре основных положения.



1. Существует некая трансцендентальная реальность или единство, охватывающая все (по-видимости отдельные) явления.

2. Эго или индивидуальное «я» представляет собой всего лишь отражение большего, трансперсонального («Сверхперсонального») «Я» или единства. Мы приходим из этого большого «я» и туда возвращается. Мы теряем связь с источником, откуда вышли, и нам необходимо снова почувствовать эту связь, чтобы сформироваться как здоровая и цельная личность.



Трансперсональный опыт

Вспомните моменты, когда у вас возникало ощущение, что существует нечто, что больше вас и вашей идентичности. Возможно, это были какие-то активные вершинные переживания, созерцание чего-то необыкновенно прекрасного или же духовные озарения. Как подействовали на вас эти переживания? Оказали ли они длительное влияние на вашу жизнь? Чему они вас научили?

3. Совершенно очевидно, что индивиды могут непосредственно воспринимать эту реальность или большое «я» как центр духовных ценностей.

4. Этот опыт приводит к качественным изменениям в ощущении самого себя и окружающего мира. Это мощный опыт, позволяющий заново оценит самого себя.

Другой трансперсональный теоретик, Ральф Мецнер (1988) собрал описания примеров трансперсонального духовного роста или трансформации человеческого сознания. В этих описаниях есть такие ключевые форы, как превращение гусеницы в бабочку; пробуждение от сна, освобождение от рабства, очищение внутренним огнем; движение от фрагментарности к целостности, путешествие к местам силы, возвращение к источнику; умирание и рождение в новом теле.







Сейчас читают про: