Тема 5. Организация управления налоговой системой. Состав и структура налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов. Права и обязанности субъекта хозяйствования как плательщика налогов
Налоговыеорганы в РФ представляют единую централизованную систему, состоящую из Федерального агентства по налогам и сборам, его территориальных подразделений, органов государственных внебюджетных фондов, действующих согласно российскому законодательству. Таможенные органы также обладают полномочиями налоговых органов.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и местного самоуправления.
Органы МВД оказывают практическую помощь, привлекая к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
Основныецелиизадачиналоговыхорганов:
¨ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
|
|
¨ контроль за правильностью исчисления налогов (сборов);
¨ контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных платежей.
Права и обязанности налоговых органов закреплены законодательно в ч. 1 НК РФ.
Согласно ст. 31 налоговые органы имеют право:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
2) проводить налоговые проверки;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
6) осматривать (обследовать) любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
|
|
8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о ликвидации организации, о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите, о взыскании задолженности по налогам, сборам, в иных случаях.
Налоговые органы обязаны (ст.32):
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах посредством:
Ø налоговых проверок;
Ø получения объяснений налогоплательщиков и проверки данных учета и отчетности;
Ø осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
Ø через иные формы налогового контроля;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
1) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица;
2) постановка на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика организации и ИП осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;
3) постановка на учет организации или ИП в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основе сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством РФ;
4) при осуществлении деятельности в РФ через обособленные подразделения заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения;
5) постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местомнахождения имущества признается:
Ø для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;
|
|
Ø для транспортных средств, не указанных в предыдущем пункте, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества;
Ø для иного недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.
6) постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ; постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Советом адвокатской палаты субъекта РЫ в соответствии со ст. 85 НК РФ.
7) постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК.
8) в случаях, предусмотренных абзацем вторым п. 5 и п. 7 ст. 85, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет;
9) в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 78, 79 НК РФ;
6) соблюдать налоговую тайну;
Налоговуютайну составляют любые полученные налоговым органом и иными органами государственной исполнительной власти сведения о налогоплательщике, кроме сведений:
|
|
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
4) предоставляемых налоговым, таможенным, правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами
7) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговаяпроверка может осуществляться в двух видах:
1. камеральная налоговая проверка –
проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, подтверждающих исчисление и уплату налога;
проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов;
на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
2. выездная налоговая проверка –
проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа;
проводиться по одному или нескольким налогам продолжительностью не более двух месяцев; в исключительных случаях продолжительность увеличивается до трех месяцев специальным решением руководителя налогового органа;
при проведении выездной налоговой проверки может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика, а также выемка документов; при этом налогоплательщик сам обязан присутствовать, составляется акт выемки;
по окончании выездной проверки проверяющий составляет справку, где фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.
Один и тот же налог за один и тот же период не может быть проверен дважды.
Документы проверяются за 3 года.
Различные виды налогов и сборов
Введен 24 главой НК РФ и предназначен для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками, согласно ст. 235 НК, являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектомналогообложения для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом если выплаты уменьшили базу налога на прибыль (отражены в расходах), то ЕСН уплачивается.
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (ст. 236 НК).
От ЕСН освобождаются налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход.
Согласно ст. 238 не включаются в налогооблагаемую базу следующие виды выплат:
1) государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) компенсационные выплаты – командировочные расходы в пределах норм, оплата стоимости питания на вредных производствах, форменной одежды, жилые помещения;
3) суммы единовременной материальной помощи:
Ø физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
Ø членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
Ø размер не превышает 3 000 рублей за весь налоговый период
4) суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, предусматривающие выплаты возмещения вреда жизни и здоровью застрахованных работников;
5) суммы выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями из средств избирательных фондов кандидатов в Президенты Российской Федерации, в депутаты Государственной Думы, в депутаты федеральных, региональных и местных органов власти
6) иные выплаты.
Налоговые льготы по ЕСН прописаны в ст. 239.
От уплаты налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;
2) налогоплательщики – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо, если налогоплательщиком являются:
Ø общественные организации инвалидов (численность инвалидов и их законные представители – не менее 80%)
Ø организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
Ø учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых.
Предприниматели-инвалиды I, II, III групп не уплачивают ЕСН, если их доход от предпринимательской деятельности составляет до 100 000 рублей за налоговый период.
Налоговымпериодом признается календарный год (ст. 240).
Отчетнымипериодами являются: I квартал, полугодие и 9 месяцев.
Налоговаяставка для налогоплательщиков, являющихся работодателями, следующая.
¨ При налогооблагаемой базе, рассчитанной с нарастающим итогом с начала года на каждого работника, равной до 280 000 рублей, принимается в размере 26%, причем 20% - в Пенсионный фонд, 3,2% - Фонд социального страхования, 2,8% - Фонд обязательного медицинского страхования (2% - в территориальный и 0,8% - в федеральный).
¨ При налогооблагаемой базе от 280 001 рубля до 600 000 рублей ЕСН определяется следующим образом: уплачивается 72 800 рублей + 10% суммы, превышающей 280 000 рублей.
¨ При налогооблагаемой базе свыше 600 000 рублей ЕСН уплачивается следующим образом: 104 800 рублей + 2% суммы, превышающей 600 000 рублей.
Предприниматели уплачивают ЕСН по ставке 10% со следующим разделением: 7,3% в Пенсионный фонд и 2,7% в ФОМС (из них 1,9% - в территориальный фонд). Не обязаны делать отчисления в ФСС.
Порядок исчисления и срок уплаты налога определяется ст. 243 НК РФ.
Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщик производит исчисление ежемесячных авансовых платежей. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15 числа следующего месяца.
В Пенсионный фонд налогоплательщики подают сведения об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
Ежеквартально, не позднее 15 числа следующего месяца, налогоплательщик обязан предоставить в региональное отделение ФСС сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС, где указываются суммы:
1. начисленного налога в ФСС;
2. использованные на выплату пособий государственного социального страхования (временная нетрудоспособность, при рождении ребенка, при погребении и т.д.);
3. направленные на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4. уплаченные в ФСС.
Налоговая декларация предоставляется не позднее 30 марта следующего года.