Выручка и прибыль

Минимальный эффективный размер предприятия

Положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. Для этого воспользуемся теорией минимального эффективного размера (МЭР) производства. Внешний вид кривой долгосрочных издержек позволяет сде­лать некоторые выводы по поводу оптимального размера пред­приятия для разных отраслей экономики.

МЭР представляет собой наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Благодаря протяженности периода постоянной отдачи от роста масштабов производства, фирма, производящая объем продукции в интервале от А до Б на АТС-1, также обеспечивает себе минимальные средние издержки производства. Поэтому в отрасли с такими условиями формировании издержек успешно функционируют фирмы различных размеров (от А до Б) (Примеры таких производств: деревообрабаты­вающая, лесная промышленность, производство продуктов пита­ния, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии).

В случае, если положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный – сравнительно отдаленным, то при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. На рынке этих благ будут присутствовать крупные предприятия. Это характерно, в первую очередь, для капиталоемких отраслей — металлургии, машиностроения, авто­мобилестроения и т. д. Существенный эффект от масштаба на­блюдается и при производстве стандартизированной продук­ции — пива, кондитерских изделий и т. п.

В отраслях, где положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный – наступает очень быстро (АТС-3 на рисунке), оптимальный объем производства (QD) достигается при не­большом объеме выпуска продукции. При наличии рынка большой емкости можно предположить возможность существо­вания множества мелких предприятий, выпускающих данный вид продукции. Такая ситуация характерна для многих отраслей легкой и пищевой промышленности. Здесь речь идет о некапи­талоемких производствах - многие виды розничной торговли, фермерские хозяйства и т. п.

Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от единицы продукции, т.е. средним доходом (P), для продавца. Следовательно, кривая дохода для фирмы – это кривая спроса на её товар.

Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается многообразием целей и устремлений. Однако получение прибы­ли — одна из основных ее целей, определяющее условие функ­ционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ори­ентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной кон­куренции как неэффективный хозяйствующий субъект.

В форме выручки формируется доход фирмы. Ве­личина выручки зависит от цены и количества реализуемой про­дукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохо­да (TR): TR = P*Q.

Прибыль фирмы (Пр) — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описы­ваться следующим образом: Пр = TR - ТС.

Экономическая прибыль определяется как разни­ца между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками.

В зависимости от соотношения показателей валового дохода и валовых издержек значения величины прибыли (Пр) могут быть как поло­жительными, так и отрицательными. Если TR > ТС, то значения Пр > О и производитель получает прибыль. С эко­номическими убытками предприниматель столкнется, когда TR < ТС, а Пр < 0. Возможна также ситуация, когда совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и TR = ТС, а Пр = 0. Подобное положение означает, что фирма функциониру­ет в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает прибыли, но, с другой стороны, и не несет убытков. При этом данная фирма остается на рынке и продолжает производство, ведь факт того, что все экономиче­ские издержки покрываются за счет выручки, означает, что про­изводитель покрывает как внешние, так и внутренние издержки, а значит, получает нормальную прибыль. Последняя как раз и является обстоятельством, удерживающим производителя в дан­ной отрасли. Понятно, что осуществляющая производство того или иного материального блага или услуги фирма будет стре­миться не только получить, но и максимизировать прибыль. При этом она должна определить объем произ­водства (Q), обеспечивающий достижение максимальной при­были. Данное значение Q называют оптимальным объемом производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: