Методы исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет: общие положения

Методы исчисления суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, заложены в ст. 170 НК РФ. Данная статья прямо не выделяет, но, по сути, закрепляет два метода исчисления суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет.

1) метод применения налоговых вычетов предполагает уменьшение суммы налога, исчисленного по реализованным товарам (работам, услугам), на суммы налога, уплаченного налогоплательщиком по приобретенным им самим товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Оставшаяся часть налога, уплаченного налогоплательщиком по приобретенным им самим товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Многие авторы, применяя данный метод к банкам, делят его на два:

а) «прямой»;

б) «основной (пропорциональный)».

Под прямым методом они понимают ведение раздельного учета расходов на приобретение товаров (работ, услуг), используемых для облагаемых операций и для необлагаемых операций. При этом сумма налога, исчисленного с облагаемых операций, уменьшается на суммы НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретенным для совершения данных операций, а сумма налога, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретенным для совершения необлагаемых операций, включается в стоимость этих товаров (работ, услуг).

Под основным (пропорциональным) методом понимается принятие к вычету и включение в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) предъявленных продавцами налогоплательщику сумм налога исходя из удельного веса доходов, полученных от облагаемых операций, в общей сумме доходов от всех операций. При этом, как правило, сторонники вышеуказанного разделения отмечают, что основной (пропорциональный) метод применяется при невозможности обеспечения раздельного учета НДС, уплаченного по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления облагаемых/необлагаемых операций.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен ст. 176 НК РФ.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей банка-налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

2) метод отнесения на затраты (часто его еще называют «упрощенным») предусмотрен п. 5 ст. 170 НК РФ и предполагает, что вся сумма налога на добавленную стоимость, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет, при этом весь налог, уплаченный по приобретенным товарам (работам, услугам), включается в расходы, учитываемые в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Указанный метод могут применять только банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды.

Банк должен закрепить выбранный им метод в учетной политике для целей налогообложения (учетная политика для целей налогообложения является одним из основных локальных нормативных актов, который должен быть утвержден банком. Указанный документ определяет основные принципы порядка исчисления и уплаты налогов в конкретном банке с учетом специфики его структуры, в том числе региональной, видов осуществляемых операций и сделок и т.п.).

Большинство банков при определении налогооблагаемой базы по НДС используют порядок, предусмотренный п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому вся сумма налога, полученная банком за налоговый период по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. При этом суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам, работам, услугам, не принимаются к вычету (возмещению).

Банк, использующий порядок, предусмотренный п. 5 ст. 170 НК РФ, применяет налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, только в следующих случаях:

- вычетам подлежат суммы налога, предъявленные банком покупателю и уплаченные банком в бюджет при реализации, в случае возврата имущества, отказа от услуг;

- вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные банком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящего оказания услуг, реализации (передачи) имущества.

Порядок определения налоговой базы налоговыми агентами установлен ст. 161 НК РФ.

Банк признается налоговым агентом в следующих случаях:

- при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг);

- при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. Налоговая база определяется отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Банк - налоговый агент обязан исчислить, удержать у налогоплательщика (иностранной организации или арендодателя) и уплатить в бюджет сумму налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: