double arrow

Религиозный пантеон Древнего Египта

1. Ра – бог Солнца, владыка мира (Бог Сарапис становится главным после 332 года, после завоевания Египта Александром Македонским, при котором древний Египет продолжал самобытно развиваться, обогатив свой стиль элементами эллинского искусства) объединивший в себе египетские и греческие черты)

2. Амон – бог Творец

3. Анубис – бог мертвых

4. Пта (Птах) – бог художников и ремесел;

5. Сохмет (в ее образе - голова львицы) – богиня медицины, супруга Птаха

6. Осирис – бог плодородия и потустороннего мира

7. Исида – сестра и супруга Осириса, богиня воды и ветра

8. Маат – богиня истины, космического миропорядка, дочь Птаха, символ космической нравственности, позже - истина, искреннее самопознание.

9. Хатхор (Хатор) – богиня любви и радости

10. Тот – бог мудрости и Луны (в образе павиана)

11. Хапи – бог Нила

12. Сиа – бог познания

13. Гор (сокол) – сын Осириса, позже – царь на земле

14. Нут – богиня неба (звезды – ее дети)

15. Геб – бог земли (Осирис – сын Нут и Геба)

16. Сарапис (бог после 332 года)

Почти все древнеегипетские боги – зооантропоморфные, то есть являющиеся и животными, и людьми одновременно. Например, супруга Птаха – Сохмет имела голову львицы, Тот – это павиан. Боги имели свое священное животное, у Гора это был сокол. Масса священных животных в Древнем Египте. Считали, что фараона мать рожала от бога Ра.

Кроме того, в разных городах Древнего Египта усиливался культ местных богов, вместе с ростом городов они становились обще египетскими:

- Ра – г. Гелиополь

- Птах – г. Мелидонс

- Тот – г. Гермопоть

- Амон – г. Фивы

Единственный раз за всю историю Древнего Египта (примерно в 1360 г. до н.э., в период Нового царства) фараон – еретик, революционер, реформатор по имени Эхнатон ввел на два десятка лет монотеизм. Это был культ только одного бога – бога солнца в образе самого солнца, солнечного диска, и он дал ему имя Атон. Это была первая в истории человечества попытка монотеизма, она была жестоко уничтожена после смерти реформатора его врагами – жрецами. Остался «Гимн солнца» Эхнатона - мы бы могли назвать его молитвой, это гимн очень напоминает христианское единобожие: «Сколь же многочисленны твои дела, сокрытые от очей людских, ты, единственный бог, кроме которого нет никакого другого… Ты ставишь каждого на место его, печешься о его нуждах, и у каждого есть его еда, и дни жизни его сочтены тобою»

Основные города-поселения (с юга на север, вдоль Нила):

- Абу – Симбел

- Луксор

- Карнак

- Фивы (Дейр-эль-Бахри в Фивах)

- Ахетатон

- Бени-Гасан

- Фаюм

- Саккара

- Мемфис

- Гиза

- Александрия

4. Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.)

г. Мемфис становится политическим центром, позже развивается город Гераклеополь. Эпоха древнего царства считается «золотым веком» египетского искусства.

- Объединение Верхнего и Нижнего Египта

- Создание письменности

- Создание светских законов

- Создание Религиозных законов

- Разработка принципов художественного творчества

Со временем – искусство Древнего Египта не менялось из-за

- религиозно-культурной замкнутости

- презрительного отношение к иностранцам, поэтому нужно было сохранить неприкосновенность художественных форм.

Условность художественного изображения ярко выражается в показе божеств Древнего Египта, где последовательно идут разные ступени развития религиозно-мифологического мышления. Это фетишизм → потом политеизм → потом поклонение и обожествление животных (тотемизм). После все это облекалось в форму высшей идеи, основанной на путанице образов: например, человеческое тело + птичья голова, львиное туловище + человеческое лицо и т.п.

Древнее царство имело несколько периодов своего развитя:

I. Тинитская эпоха (I и II династии): 2850 – 2650

- ограничение страны от других народов, изоляция

- борьба с бедуинами на Синайском полуострове

II. Эпоха пирамид (III – VI династии): 2650 – 2190

- политический центр – г. Мемфис

- пирамида Джосера (архитектор Имхотеп);

- IV династия → пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерин (пирамиды Гизы)

- V династия: религия Солнца, бог Ра, г. Гелиополь, державная религия

III. VI династия: усилние власти местной знати; ослабление власти фараона; независимость юга; духовный кризис,

IV. Переходный период (VII – X династии)

- Эпоха г. Гераклеополя - место усиления местных властей

- Фараон – абсолютная власть, воплощение бога-сокола Гора (с IV династии Гора считают сыном Ра)

- Страна делится на провинции – номы под управлением номархов

- Нет постоянного войска

- Натуральное хозяйство

- Налоги – зерно и скот

- Правопорядок обеспечивается судом

- Внешние связи: Сирия, Пунт (Сомали), Ливия, Палестина

- Религия: сначала – культы звероподобных божеств, божество с телом человека и головой животного; потом - религия солнца;

- Календарь: начало года – середина июля, когда начинался разлив Нила


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: