Высший суд Осириса после смерти человека

Повышенное внимание к жизни после смерти привело к заупокойному культу и к интересу загробного суда над душой умершего. В «Книге мертвых» подробно описан и нарисован суд над душою усопшего.

Религиозный текст «Книги мертвых» (XVI – XI вв. до н.э.) – это сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул, гимнов. «Книга мертвых» – это помощь умершему на пути к райским полям вечного блаженства Иару. Книгу клали с мумией в саркофаг.

Что такое Иару? Аналог христианского Рая…

Справка: Иару, Иалу - в египетской мифологии загробный мир, где пребывают умершие, поля рая. Согласно «Текстам пирамид» (именно эти тексты, написанные в Древнем и Среднем царствах, легли в основу «Книги мертвых», созданной в Новом царстве). Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце-бог Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару». Таким образом, поля Иару сначала воспринимались египтянами как место, где вкушали блаженство Ра и фараон. Подобно тому, как умершего фараона отождествляли с Осирисом, ожившим после

смерти, с Осирисом с конца 3-го тыс. до н. э. стали отождествлять каждого покойника (в заупокойных текстах обычной становится формула «Осирис имя рек»). Соответственно и поля Иару считаются местом пребывания не только царя и Ра, но вообще всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса; эти поля находятся под землёй, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков.

Виньетка 110-й главы «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы. Поля Иару — поля рая, идеал народа-земледельца.

После смерти человек идет на суд Осириса в Великий Чертог Двух Истин: он совершает «Исповедь отрицания» и ритуал психостасии.

Суд над душой усопшего вершит Осирис. Анубис осершает ритуал психостасии, то есть взвешивает сердце (разум) на весах истины, где оно не должно перевесить страусовое перо на другой чаше весов, если иначе – значит, сердце отягощено грехами и злом. Тот записывает результат проверки сердца. Усопший исповедуется – произносит «Исповедь отрицания», где он должен перечислить все неправильные поступки, которых он не делал в жизни.

Духовная душа («ба») добродетельного и пережившего суд человека после смерти навеки соединяется с Осирисом и живет как Осирис. Человек, чье сердце оказалось тяжелым и перевесило страусовое перо, не попадает в ад, он просто исчезал навеки и переставал существовать – его съедал Ампт, злое чудовище. Вот только тут, после суда Осириса, происходила настоящая смерть как исчезновение.

Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:

1. Умершего сопровождает Анубис - бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)

2. Усопший произносит «Исповедь отрицания» («не убивал» и т.п.)

3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)

4. Если равновесие нарушено - значит, сердце отягощено грехами

5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота

6. Тот записывает результат.

Религия Древнего Египта включала в себя множество богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: