double arrow

Архитектура. Основные произведения архитектуры Древнего царства

Основные произведения архитектуры Древнего царства:

- Архитектор Имхотеп строит самую древнюю пирамиду в Древнем Египте – ступенчатую пирамиду фараона Джосера, 7 ступеней, 60 метров - XXVIII в. до н. э.

- Архитектор Хемуин – строит пирамиду в долине Гиза, это пирамида Хеопса – самая высокая пирамида в Египте, 147 метров

- За ней идут подряд еще две пирамиды - Хефрена и Микерина; получается интересный архитектурный ансамбль из трех пирамид

- Стела фараона Нармера («царя Змеи»)

Древние греки считали египетские пирамиды первым чудом света. Вокруг больших пирамид фараонов строились поминальные храмы и маленькие пирамиды знатных вельмож и родственников фараона.

Пирамида Джосера.

Первая и самая древняя пирамида построена во время III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.). Она была построена в городе Саккаре, это южная окраина Мемфиса. Эта пирамида была центром погребального ансамбля. Строительный материал - белый известняк, зодчий - Имхотеп, его обожествили и считали сыном бога Птаха. Пирамиду Джосера называют «Матерью египетских пирамид»

Три принципа построения этих архитектурных форм были заложены еще при построении первой пирамиды Джосера, и с тех пор оставались неизменным на протяжении тысячелетия.

- Гигантский размер – почему?

- Форма пирамиды – почему? (почему не другая форма?)

- Строительный материал - камень

- В основании пирамид - квадрат; грани пирамид – равнобедренные треугольники.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

В долине Гиза, около Карнака, на западном берегу Нила были построены пирамиды IV династии: Хуфу (Хеопс по-греч.)), Хафра (Хефрен по-греч.), Менкаура (Микерин по-греч.)

Самая большая из них – пирамида Хеопса, построенная в XXVII в. до н.э., ее основание – квадрат, в 2 раза больше Красной Площади в Москве. Самые больше соборы в мире (например, Собор Святого Петра в Риме) - карлики в сравнении с пирамидой Хеопса.

Пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, которые до нашего времени не сохранились, полировка осталась только на верхушках пирамид. У пирамиды Хеопса, архитектор - племянник фараона Хемшун, высота – 147 м, сторона основания – 233 м; блоки из золотистого известняка, вес от 2,5 до 30 тонн; необыкновенная точность укладки камней, зазоры между блоками – не больше 0,5 мм. Пирамида построена с необъяснимой точностью; в ней – совершенная вентиляционная система. Погребальная камера в пирамиде к моменту открытия пирамид была опустошена.

Структура пирамиды: вход в тесный коридор, потом маленькая погребальная камера, в ней – гранитный саркофаг, вентиляционная система вела сухой воздух пустыни и сохраняла мумию невредимой.

В архитектурном ансамбле в Гизе находится и Большой сфинкс. В XIX в., когда его открыли европейцы, видны были только голова и плечи. Его лицо было обезображено солдатами Наполеоновской армии. Арабы называли его «Отцом Ужаса»

Скульптура:

Основные произведения скульптуры Древнего царства:

- Большой сфинкс

- Статуя писца из раскрашенного известняка

- Статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н.э.), охраняемая богом-соколом Гором

- Деревянная статуя вельможи Каапера (сер.III тыс.)

- Статуя писца Каи (середина III тыс. до н.э.), на коленях у него папирус и он ловит каждое слово господина

- Трио: статуя фараона Микерина + богиня Хатор + богиня, покровительница нома (XXVII в. до н.э.) - в заупокойном храме в Гизе

- Парная статуя: царевич Рахотеп и его супруга Нофрет из гробницы в Медуме (I половина III тыс. до н.э.). Перед нами - наивысшая чистота лиц и спокойствие поз тел, доверчивое приобщение к вечной жизни во взглядах супругов. Цвета тела различны у женщины и мужчины, мужское тело окрашено в красно-коричневый цвет, женское – в светло-желтый цвет. Скульптор - зодчий Хемшун (зодчий пирамиды Хеопса)

Большой сфинкс – самая загадочная и большая скульптура в мире. Его длина – 57 м, высота – 20 м, он был вырублен из цельной скалы. Это слишком удлиненное тело льва с человеческим лицом. О нем слагались легенды и песни, о нем приснился сон фараону Тутмосу IV в XV в. до н.э. Его глаза смотрят на восток; арабы называли его «Отец Ужаса». Его уши и нос – в рост человека. Между его передними лапами – молельня и надпись: «Гор в блеске». На сфинксе видны следы красок.

В древности его засасывали пески Египта, фараон Тутмос IV раскопал его в 1-ый раз, и украсил его плитой с рассказом о своем сне, где Большой Сфинкс его просил освободить. Эта плита называется плитой мечты.

Египетские статуи, согласно религиозному канону искусства - это вместилища души. Статуи были стоящие и сидящие. Фигура обычно стояла с выдвинутой вперед ногой, либо сидела на троне с прижатыми к груди руками, или руками, лежащими на коленях.

Образы людей в форме статуй обращены к вечности: их лица выражают спокойствие, симметрию, равновесие, однообразие жестов. Тело могло быть изображено стоя – сидя – лежа. Тело фараона часто изображалось в облике бога Осириса со скрещенными руками, он всегда держит символы власти - жезл и плеть. Лицо и голова изображалось в различных одеяниях:

1. Клафт – полосатый платок до плеч

2. Немес – головная повязка

3. Короны – белая (кегль), символ Верхнего Египта, либо цилиндрическая красная – символ Нижнего Египта

4. В середине лба – урей - изображение священной кобры

5. Хепреш – синий шлем

Рисунки, живопись. рельефы:

Рисунки на внутренних стенах пирамид позже были скопированы и отражены в «Книге мертвых» (эта книга появится уже в Новом царстве).

На рельефах и настенных росписях использовался приём плоскостного изображения фигуры человека: ноги и лица – в профиль; глаз – в фас; плечи и нижняя часть туловища – в три четвертых разворота. Таким образом, получался показ одного человека со всех сторон! Рельефы создавал зодчий Хессира (XXVIII в.). Главная роль была у линии, а не у цвета.

Существовало два вида рельефов: выступающий рельеф и врезанный рельеф. Рельефы были расположены один над другим, каждый ряд рельефа имел свой повествовательный ряд: вереница людей в схожих позах. Мужчины – кирпично-красный цвет, женщины – желтый цвет. «Владелец» гробницы был изображен в виде большой статуи погребенного, и она наблюдала за рельефом.

Изображения на стенах были следующими: фигуры людей, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, носители даров, погребальные шествия, загробный мир, лодки, игры детей

На рисунках видно поклонение не самим животным, а определенному символу, который они несли. Идеал египетского художества – ярко выражен в сфинксе: гармоничная фигура, благородство, спокойствие, созерцательность.

Настенная живопись включала в себя и рисунок, и иероглифы. Не было ни одного пустого угла на стенах и дверях в пирамидах и гробницах. Фон – голубовато-сероватый, изображения делались 7-ю цветами: это синий, зеленый, красный, коричневый, желтый, белый, черный (фиолетовым и бурым (смешанными цветами) не пользовались). Слабость рисунка (невозможность отличить мужчину от женщины) восполняется условностью тонов: мужской – темно-красный цвет; женский – бледно-желтый. Человеческая фигура изображалась примитивно: голова – профиль, глаз – анфас, ноги – профиль, туловище – полу-анфас. Ни малейшего представления у древнеегипетских художников не было о перспективе: кресло, стол изображались с 2-мя ножками, храмы, пирамиды изображались с одной стороны, ряд лежащих в перспективе предметов рисовали друг над другом, поэтому перспективные изображения смешивались с планом. Величие фараона передавались материально и зрительно: изображение фараона было больше всех остальных фигур людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: