Архитектура. Древние небольшие каменные молельни превращались в грандиозные храмы по мере расширения Египта, для поддержки зданий использовали колонны и пилястры

Древние небольшие каменные молельни превращались в грандиозные храмы по мере расширения Египта, для поддержки зданий использовали колонны и пилястры.

- Храм Амона в Луксоре, рядом с ним находились так называемые «колоссы Мемнона» (см. ниже)

- Храм в Дейр Эль-Бахри - террасный храм, заупокойный храм царицы Хатшепсут (годы ее правления: 1525 -1503 гг. до н.э.), храм посвящается богине Хатор – это дочь бога Ра, богиня любви, музыки и танца. Этот храм был в Фивах, на западном берегу Нила. Храм расположен у подножия Ливийского плоскогорья, храм и скала совершают полное слияние и создают неповторимое художественное целое.

К храму шла аллея сфинксов от Нила до террас и святилища. Многочисленные изваяния самой Хатшепсут делались в мужском облике, с накладной бородкой, то, что фараон – женщина, оставалось тайной для всего населения государства. Этот храм построил архитектор Сененмут, фаворит царицы. Он получил от фараона – царицы великую честь – быть похороненным в своей отдельной гробнице, а не как слуга.

Особенности архитектуры храма Хатшепсут:

- три террасы храма, соединенные пандусами – наклоненными площадками, были обрамлены столбцами и колоннами

- подход к храму – аллея сфинксов, идущая от Нила

- святилище вырублено в скале – на ее вершине, после террас

- внутри – цилиндрический свод

- статуи царицы Хатшепсут расположены везде, в форме колонн, в облике бога Осириса

- невиданное множество и многообразие колонн, на их капителях – голова богини Хатор

- пилоны – каменные сооружения в форме усеченной пирамиды у входа в храм

- Храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвящены Амону-Ра в Карнаке и Луксоре, это два храма, расположенные последовательно, выше и ниже по течению Нила. Их соединяла 3-х километровая аллея сфинксов, в них было множество колонн, рельефов, росписей, они назывались «город живых», а на западном берегу Нила располагался город мертвых, там были поминальные храмы, гробницы (там, где заход солнца). На аллее сфинксов были расположены маленькие сфинксы, с телом льва, головой барана – это было священное животное Амона. Зал, поддерживаемый колоннами в 16 рядов, всего их было около 130-ти, является шедевром мирового зодчества. Из зала - переход в маленькое святилище, куда доступен вход только фараону и жрецам, но в день весеннего праздника Амона из святилища выносили изваяние: Амон на ладье, и пускали эту лодочку вниз по Нилу, и он плыл до храма-двойника в Луксоре.

- XIV в. - Амарнский период, так он назывался от названия города Амарна, близь которого его обнаружили. В искусстве «амарнский стиль» появился при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне)

- Храм Атона включал в себя множество произведений резьбы, рельефы, росписи, создавался при новой религии - солнечном монотеизме Эхатона и в новой столице Древнего Египта – Ахетатоне. В центре города Ахетатона был построен Большой Дворец и Храм Атона, вместо традиционных колоннад в нем были большие, открытые солнцу дворы. Большой дворец включал в себя две части: жилую и парадную, их соединял крытый висячий переход, в нем было так называемое «окно явлений», в этом окне являлся фараон по праздникам перед своими подданными. В Большом Дворце было множество статуй Эхнатона, его жены Нефертити и его шестерых детей, много росписей и рельефов. После смерти Эхнатона – культ Амон-Ра, Фивы вновь стали столицей, но влияние искусства Амарнского стиля – огромно. Например, амарнский стиль оказал влияние на сокровища гробницы Тутанхамона, а именно – традиции этого стиля можно увидеть в резьбе на золотой спинке кресла фараона, где изображались Тутанхамон и его жена Анхесенамон, и еще было гениально изображено их чувство любви друг к другу.

Важная роль в обновлении архитектуры принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзес Великий) (1317 – 1251): его резиденция была в городе в дельте Нила – Пер Рамсес Мернамон, что означало: дом Рамзеса, любимый Амоном. Культ и обожествление этим фараоном самого себя достигли пределов возможного. Всего этот фараон построил семь храмов.

- Храм Рамзеса II в Фивах (XIII век до н.э), самое крупное культовое сооружение в честь обожествления самого фараона, а не в честь какого-то бога. Его фасад украшали колонны в виде статуй Рамсеса I в облике Осириса; храм включал в себя дворец, жилые помещения, склады, конюшни

- Пещерный храм в Абу-Симбел (XIII в.) - пещерный храм, посвященный культу Амона-Ра. Храм высечен прямо в скале. Включает в себя два храма, связанные между собой. Они были целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Внутри храма был гипостильный зал – зал, поддерживаемый колоннамиПеред каждой колонной столяла статуя Рамзеса ІІ. Для современного Египта это предмет и символ национальной гордости.

Первый храм – Большой – высечен в скале, посвящен Амону-Ра, на фасаде храма расположены четыре фигуры Рамзеса по 20 м в высоту, он изображен сидящим на троне в традиционной позе (руки на коленях). У ног каждой статуи – фигурки царицы Нефертити (в человеческий рост). Идея: власть и сила.

Малый Храм: то же, что и Большой, только меньше, но посвящен богине Хатор. Ансамбль расположен у воды, он по утрам встречал солнце. На крыше, вдоль – ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами- так они приветствовали Ра. Каменные колоссы окрашивались утренней зарей.

Два раза в год первый утренний солнечны луч проникал через входной портал длинною в 65 м, и достигал святилища, где в глубине храма были статуи Амона-Ра и фараона Рамзеса II.

- Колонный зал в Карнаке, самый большой в Древнем Египте, сооружен тоже фараоном Рамзесом ІІ. В нем - 134 колонны

- Карнакский храмовый комплекс – настоящий архитектурный музей в Карнаке, это была территория соперничества, место соревнования честолюбий разных фараонов, где каждый последующий хотел увековечить себя более ярко и грандиозно, чем предыдущий. Занимает более 100 гектаров. В нем служили 600 жрецов. В нем достраивались новые гробницы и усыпальницы, ставились новые обелиски и делались новые росписи в резьбе на камне. Самым высоким из всех был обелиск царицы Хатшепсут – 29 метров.

- Заупокойный храм фараона Сети I, рядом был кенотаф = «пустая могила», ложная гробница, так как фараон был похоронен в Долине царей

- Заупокойный Рамсеса III – в селении Мединет – Абу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: