III. В зависимости от времени проведения (по-отношению к финансовой операции)

· Предварительный (до совершения финансовых операций). Позволяет выбрать наиболее экономичное решение. Имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

· Текущий. Проводится в момент совершения финансовой сделки, либо финансовой и кредитной операции. Предупреждает возможное злоупотребление при получении и расходовании денежных средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины.

· Последующий. Путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании хозяйственных операций.

Казначейство: предварительный и текущий контроль.

Счетная палата, Департамент государственного финансового контроля и аудита при Минфине РФ: последующий контроль.

3? МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. ПРОВЕРКИ. Предполагают рассмотрение отдельных вопросов финансовой деятельности экономического субъекта. На основании проверок намечаются меры по устранению нарушений. (Привести примеры проверок)

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ. Охватывает отдельные стороны деятельности предприятия (ознакомление с экономическим субъектом для осуществления дальнейших проверок)

3. НАДЗОР. Проводится контрольными органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на осуществление того или иного вида деятельности. За соблюдением тарифов, правил, нормативов.

4. МОНИТОРИНГ. Постоянное наблюдение за финансовым состоянием отдельных экономических субъектов (например, банк за кредиторами)

5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – детальное изучениепериодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и т.д. Результаты анализа выполняются в форме графиков, таблиц и текстового описания.

6. РЕВИЗИИ – (основной метод!!!) полное обследование финансово-хозяйственной деятельности с целью проверки законности, эффективности и целесообразности. Ревизия оформляется актом.

Под МЕТОДАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ понимают совокупность конкретных действий, приемов, средств, способов, применяемых при осуществлении контроля.

Вопрос о методах финансового контроля является дискуссионным:

Леонтьев: к методам ФК не относится надзор.

Другие авторы – мониторинг. Надзор и мониторинг рассматриваются как элементы управленческой деятельности:

1. Финансовое прогнозирование (стратегическое планирование)

2. Оперативное управление, в т.ч.

- финансовое планирование;

- финансовое регулирование;

- надзор

- мониторинг

3. Финансовый контроль

Посмотрите к семинару классификацию проверок и ревизий

3? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦ. ФК. ОРГАНЫ ФК

Государственный /муниципальный ФК призван отслеживать стоимостные пропорции распределения общественного продукта.

Контроль распространяется на все каналы движения денежных средств, связанные с формированием государственных муниципальных финансовых ресурсов; полнотой и своевременностью их поступления и целевым эффективным использованием их.

Государственные контроллеры наделены правом осуществлять финансовый контроль, как в государственном муниципальном секторе, так и в сфере частного, корпоративного бизнеса.

В данной сфере контроль затрагивает вопросы выполнения денежных обязательств перед государством и соблюдение законности финансовых операций.

Основной целью государственного, муниципального ФК является максимизировать поступление финансовых ресурсов в бюджетную систему и минимизировать государственные издержки управления.

К задачам государственного финансового контроля относят:

4. Обеспечение правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней

5. Соблюдение бюджетного, налогового, валютного, таможенного и другого законодательства.

6. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств.

7. Улучшение финансовой дисциплины

8. Проверка обращения бюджетных средств в кредитных организациях

9. Контроль за реализацией механизма межбюджетного регулирования

10. Контроль финансовой эффективности использования государственной или муниципальной собственности.

Основы государственного / муниципального ФК регламентируются Конституцией РФ, бюджетным, налоговым кодексами и другими законодательными актами.

ГМФК проводится по линии законодательной и исполнительной власти.

К органам ФК относятся:

1. Счетная палата

2. Контрольное управление Президента РФ

3. Министерство финансов

4. Федеральное казначейство

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

6. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

7. Главные администраторы и администраторы доходов бюджета.

1. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ является постоянно действующим органом государственного ФК. Она образована Федеральным собранием РФ и подотчетна ему.

Деятельность Счетной палаты направлена на:

· органы государственной власти и местного самоуправления

· коммерческие организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности

· общественные организации, негосударственные фонды и другие некоммерческие организации. Если они оперируют средствами Федерального бюджета, используют или управляют Федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преимущества.

Счетная палата наделена широкими полномочиями. Она осуществляет задачи:

· Последующий контроль за исполнением Федерального бюджета

· Экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства.

· Контроль за внебюджетными средствами, используемыми Министерствами и ведомствами.

· Анализ выявленных отклонений от установленных показателей Федерального бюджета государственных внебюджетных фондов.

· Представление в Государственную Думу и Совет Федерации информации о ходе использования бюджетов и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата действует на основании Федерального закона №4 от 11 января 1995 года.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, потребовал расширить полномочия Счетной палаты. 264 ст. БК РФ

В настоящее время Счетная палата РФ (Контрольно-счетные палаты субъектов РФ) осуществляют внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета, то есть проводят аудит эффективности использования бюджетных средств.

2. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ взаимодействует со всеми контрольными органами по линии законодательной и исполнительной власти.

К функциям КУПРФ:

· Контроль за деятельностью органов финансового контроля и надзора.

· Контроль за реализацией бюджетного послания Президента РФ.

· Контроль за исполнением Федеральных законов, указов и распоряжений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: