Тема 4. Основы рыночного механизма.
Спрос - представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.
Объем спроса QD - количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.
Цена спроса РD - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.
Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:
QD = f (T;P1,...Pi,...Pk;Y; t; пр.ф.), где – QD объем спроса на товар, т - вкусы и предпочтения покупателей; P1,...Pk - цены товаров; Y - денежный доход покупателей; t - время; пр. ф. - прочие факторы.
Если все факторы, кроме цены P, считать неизменными, то получим функцию одной переменной - функцию спроса от цены: QD = f (P).
|
|
Функцию спроса можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим. Приведем условный пример такого задания.
Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос (QDх), от цены товара Х (Рх), при прочих условиях, построим график спроса (см. рис. 1).
|
|
| |||||||
|
Рисунок 4.1 – Кривая спроса (P – цена товара, Q – количество товара)
График отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара Х при прочих равных условиях, как правило, приводит у увеличению количества товара Х, на которое предъявляется спрос, и наоборот. Этот вывод, столь важен, что его называют законом спроса.
Действие закона спроса можно объяснить следующими причинами:
1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.
2. Действие закона убывающей предельной полезности. В соответствии с которым потребитель готов купить еще одну, дополнительную единицу товара, при условии уменьшения его цены.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
|
|
Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDх. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая:
А) Когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене;
Б) Когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора, величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо в положение D1, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снизятся, а вся кривая D сместится влево в положение D2, то говорят, что спрос уменьшился (см. рис. 1).
Можно выделить следующие неценовые факторы спроса:
1. Потребительские вкусы, предпочтения.
2. Число покупателей.
3. Доход. Рост доходов увеличивает спрос на нормальные товары и вызывает снижение спроса на «низшие товары»
4. Цены на сопряженные товары (товары-заменители или товары-дополнители).
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.
Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара Рх). Если ни один из этих факторов (неценовых) не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными, а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте, спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.
4.2. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
Предложение - представленная на рынке готовность продавца продать определенное количество товара при определенных условиях в определенный момент времени.
Объем предложения QS - количество товара, которое продавец или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.
Цена предложения PS - минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Функция предложения - зависимость объема предложения от определяющих его факторов.
В общем виде функция предложения является функцией многих переменных:
QS = f (L; Pl,…,Pi;…, Pk; Т, N; t, пр. ф.),
где QS - объем предложений товара;
L - характер применяемой в производстве товара технологии;
Pl,…,Pk - цены товаров;
T - налоги и дотации, установленные товару;
N - природные условия;
t - время;
пр. ф. - прочие факторы.
Если предположить, что все факторы, кроме цены Р неизменны, то получим функцию одной переменной - функцию предложения от цены
QS= f (P).
Предложение показывает то количество продукта, которое (при прочих равных условиях) будет предъявлено на рынке при разных ценах.
Эту функцию можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим (см. рис.4.2).
При изменении цены товара происходит изменение объема предложения, но сама кривая S остается неизменной. При изменении хотя бы одного фактора функции предложения, происходит изменение предложения - изменение самой кривой предложения.
|
|
S
P
S2
Q