Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос

Тема 4. Основы рыночного механизма.

Спрос - представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособ­ностью потребителя в определенный момент времени.

Объем спроса QD - количество товара, которое согласен ку­пить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупа­телей, цены данного и других товаров, величина доходов и на­коплений и др.

Цена спроса РD - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса - зависимость объема спроса от опреде­ляющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:

QD = f (T;P1,...Pi,...Pk;Y; t; пр.ф.), где – QD объем спроса на товар, т - вку­сы и предпочтения покупателей; P1,...Pk - цены товаров; Y - ­денежный доход покупателей; t - время; пр. ф. - прочие факторы.

Если все факторы, кроме цены P, считать неизменными, то получим функцию одной переменной - функцию спроса от цены: QD = f (P).

Функцию спроса можно задать тремя способами: таблич­ным, аналитическим, графическим. Приведем условный пример такого задания.

Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос (QDх), от цены товара Х (Рх), при прочих условиях, построим график спроса (см. рис. 1).

D1
D
Р

               
   
   
 
       
Q
 
 
 
D2


Рисунок 4.1 – Кривая спроса (P – цена товара, Q – количество товара)

График отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара Х при прочих равных условиях, как правило, приводит у увеличению количества товара Х, на которое предъявляется спрос, и наоборот. Этот вывод, столь важен, что его называют законом спроса.

Действие закона спроса можно объяснить следующими причинами:

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.

2. Действие закона убывающей предельной полезности. В соответствии с которым потребитель готов купить еще одну, дополнительную единицу товара, при условии уменьшения его цены.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относите­льно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDх. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая:

А) Когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене;

Б) Когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора, величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо в положение D1, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снизятся, а вся кривая D сместится влево в положение D2, то говорят, что спрос уменьшился (см. рис. 1).

Можно выделить следующие неценовые факторы спроса:

1. Потребительские вкусы, предпочтения.

2. Число покупателей.

3. Доход. Рост доходов увеличивает спрос на нормальные товары и вызывает снижение спроса на «низшие товары»

4. Цены на сопряженные товары (товары-заменители или товары-дополнители).

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.

Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара Рх). Если ни один из этих факторов (неценовых) не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными, а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте, спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.

4.2. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Предложение - представленная на рынке готовность про­давца продать определенное количество товара при определен­ных условиях в определенный момент времени.

Объем предложения QS - количество товара, которое прода­вец или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения PS - минимальная цена, по которой про­давец согласен продать определенное количество данного товара.

Функция предложения - зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

В общем виде функция предложения является функцией многих переменных:

QS = f (L; Pl,…,Pi;…, Pk; Т, N; t, пр. ф.),

где QS - объем предложений товара;

L - характер применяемой в производстве товара технологии;

Pl,…,Pk - цены товаров;

T - налоги и дотации, установленные товару;

N - природные условия;

t - время;

пр. ф. - про­чие факторы.

Если предположить, что все факторы, кроме цены Р неиз­менны, то получим функцию одной переменной - функцию предложения от цены

QS= f (P).

Предложение показывает то количество продукта, которое (при прочих равных условиях) будет предъявлено на рынке при разных ценах.

Эту функцию можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим (см. рис.4.2).

При изменении цены товара происходит изменение объема предложения, но сама кривая S остается неизменной. При из­менении хотя бы одного фактора функции предложения, происходит изменение предложения - изменение самой кривой предложения.

       
   
 
 
S

P

           
   
     
 
 
 
S2


Q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: