Изучение любых рынков начинают с анализа совершенной конкуренции.
Заработная плата в условиях совершенной конкуренции.
Под заработной платой понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой называют сумму денег, полученную наемным работником, реальной – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги.
Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, является эффективность использования трудовых ресурсов, измеряемая прежде всего производительностью труда. На производительность труда влияет эффективность использования других производственных ресурсов (фондоотдача и т.п.), а также качество труда. Качество труда, в свою очередь, зависит от физического здоровья, общего и специального образования, организаторских способностей, производственного опыта и т. д.
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. (Уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален – рабочий, согласно теории предельной производительности, получает полный продукт труда: MRP = WC). Предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.
![]() |
Рис. 7.2 - Зарплата как равновесная цена труда в условиях совершенной конкуренции.
Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, то есть пока предельный продукт труда в денежном выражении не сравняется с предельными издержками, то есть зарплатой.
MRP = MRC = WC
Поскольку зарплата равна WC, то совокупные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют площади WCEL0O. Если зарплата изменяется, то изменяется и объем спроса на труд. Чем выше зарплата, тем меньше количество нанимаемых рабочих. Таким образом, количество нанимаемых рабочих обратно пропорционально уровню средней зарплаты.
