Финансовые функции

Торговые функции

Товарные функции

Функции преодоления

а) пространства (транспортная функция)

б) времени (хранение на складах)

а) перегруппировка по количеству (фасовка)

б) перегруппировка по качеству (сортировка, очистка, смещение)

в) формирование ассортимента (комплектование)

г) предоставление сервисных услуг

а) освоение рынка (новые сферы сбыта или новые целевые группы)

б) удержание завоеванных позиций на рынке

в) увеличение доли рынка за счет

г) организация продаж

а) предоставление товарного кредита

б) выравнивание рыночных цен

в) получение прибыли

Как известно из теории маркетинга, сбыт может быть прямым (продажа товара непосредственно потребителю), непрямым (продажа через посредников) и комбинированным. В зависимости от числа посредников канал сбыта может быть коротким (один - два посредника) и длинным (более 2-х посредников, последовательно перекупающие товар друг у друга).

Большинство предприятий предлагают свои товары через посредников.

Канал распределения - совокупность фирм или предпринимателей (посредники), которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу при движении его от производителя к потребителю

Производитель передает часть работы по сбыту посредникам. Он в какой-то мере теряет контроль над тем, как и кому продают товар. Тем не менее, использование посредников выгодно по причинам:

  1. фирмам не хватает финансовых ресурсов для организации торговли;
  2. посредники благодаря контактам, опыту, специализации и масштабу деятельности предлагают производителю большие возможности сбыта.

Функции канала распределения:

  1. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
  2. Стимулирование сбыта, распространяя заманчивые сведения о товаре;
  3. Налаживание и поддержка связи с потенциальными покупателями;
  4. Доработка, сортировка, монтаж и упаковка товара;
  5. Ведение переговоров, согласование цены и других условий продажи;
  6. Финансирование функционирования канала;
  7. Принятие на себя риска ответственности за функционирование канала;
  8. Сбор информации для планирования сбыта.

Каналы распределения различаются по числу составляющих их уровней.

Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.

Канал нулевого уровня (прямой продажи), называемый также каналом прямого маркетинга, состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Это торговля через принадлежащие производителю магазины, посылочная торговля и торговля вразнос.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках это обычно розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потре­бительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.

Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли.

Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. Чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможность контролировать его, но стабильнее ритм работы производителя.

Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры.

При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.

При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.

Оптимизация выбора количества торговых посредников сопряжена с выбором стратегии сбыта. Существует три вида стратегий:

1. интенсивный сбыт;

2. исключительный сбыт;

3. селективный сбыт.

Выбор варианта стратегии зависит от особенностей товара, объема и целей сбыта, рыночной стратегии фирмы, позициони­рования товара, практики конкурентов, желаемой степени кон­троля изготовителя за работой посредника и др.

Интенсивный сбыт - это стратегия сбыта потребительских товаров повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей. Выполнение задачи интенсивного распре­деления зависит от количества торговых предприятий и их расположения с учетом удобства покупки.

Исключительный сбыт организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорого­стоящие модели. Для выполнения такой задачи изготовители ог­раничивают количество торговых посредников, предоставляя им исключительное право на продажу их продукта. Такое право обычно распространяется на конкретный регион, а перед диле­рами ставится условие отказа от реализации товаров конкури­рующих компаний. Стратегия исключительного сбыта позволяет изготовителю контролировать работу посредников и требовать от них соблюдения политики цен, стимулирования и сервиса.

Селективный сбыт сопряжен с оптимизацией количества торговых посредников таким образом, чтобы обеспечить требуе­мый охват рынка и в то же время осуществлять контроль за ра­ботой оптовика или розничного торговца. Эта стратегия не свя­зана с позиционированием товаров как уникальных, престиж­ных, а организация сбыта находится на среднем уровне или не­сколько выше.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «сбыт в системе маркетинга».

2. Охарактеризуйте деятелей рынка сбыта и их основные задачи.

3. Раскройте содержание понятий «сбытовая политика», «стратегия сбыта».

4. Что такое «канал распределения», и какую роль он играет в товародвижении?

5. Охарактеризуйте каналы распределения различных уровней.

6. Раскройте преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта.

7. Покажите различия политики сбыта производителя и посредника.

8. Раскройте сущность критериев выбора сбытового канала.

9. Охарактеризуйте системы сбыта типа А.

10. Охарактеризуйте системы сбыта типа Б.

11. Укажите сильные и слабые стороны интенсивного, исключительного и селективного распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: