Вопрос 35. Государственное управление природопользованием и контроль за охраной окружающей среды

Государственное управление природопользованием и контроль за охраной окружающей среды.

Источник: лекции в электронном виде.

Ответ:

Госконтроль в области природопользования осуществляется через:

1. государственный инспекционный контроль;

2. государственную экологическую экспертизу;

3. экологический мониторинг.

Контроль в основном выражается в проверке соблюдения экологических требований, в обеспечении экологической безопасности. Государственный экологический контроль носит надведомственный характер.

Формы контроля:

1. Информационная форма – сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Предупредительная форма – предупреждение экологических правонарушений и недопущение наступления вредных последствий.

3. Карательная форма – применение мер государственного воздействия к лицам, нарушившим экологическое законодательство.

Система экологического контроля включает в себя:

- контроль государственными службами (санэпидемстанция, др.);

- производственными службами;

- общественный контроль.

Госинспекционный контроль выполняет:

1. Контроль за состоянием природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;

2. Соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства РФ, РБ;

3. Соблюдение экологических нормативов по выбросам и сбросам вредных веществ;

4. Выполнение экологических требований при добыче полезных ископаемых;

5. Контроль за образованием, переработкой захоронением токсичных и радиоактивных отходов;

6. Строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, новых производств;

7.Выполнение экологических программ, природоохранных мероприятий, планов.

Контроль за состоянием окружающей среды осуществляется с помощью стационарных и маршрутных постов наблюдения.

Стационарный пост наблюдения обеспечивает непрерывную регистрацию загрязняющих веществ (оксида серы, оксида углерода, пыли и др.) и регулярный отбор проб воздуха (воды) для более глубокого анализа.

Маршрутный пост наблюдения обеспечивает регулярный отбор проб воздуха и воды в определенных точках (на маршруте) местности (населенного пункта или производственного объекта) по временному графику.

К важнейшим государственным методам управления отно­сятся государственная экологическая экспертиза и государст­венный инспекционный контроль. Данные методы контроля играют особенно важную роль на начальной стадии переходно­го периода к рыночным отношениям. Опыт развитых зарубеж­ных стран показывает, что в дальнейшем эти службы не поте­ряют свою значимость, поскольку они выполняют важную функ­цию обратной связи в системе управления природопользованием.

Как отмечалось выше, на государственную экологическую экспертизу возложено осуществление экспертизы концептуаль­ной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой обосновывающей документации для оценки экологической до­пустимости и экологической безопасности предлагаемых реше­ний на уровне современных знаний экологической ситуации и ее прогноза с целью определения возможности согласования проведения строительных работ.

Государственный инспекционный контроль должен вклю­чать прежде всего контроль за:

· состоянием воспроизводства и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира и других природных ресурсов;

· соблюдением законодательно установленного режима осо­бо охраняемых территорий;

· образованием, использованием, переработкой и захоронением токсичных и радиоактивных отходов;

· выполнением предприятиями экологических программ, природоохранных мероприятий и планов;

· охраной морской среды и природных (в том числе рыбных) ресурсов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

· соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, долж­ностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в области охраны природы и решений местных административных и исполнительных органов и др.;

· соблюдением экологических нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты стационарными и передвижными источниками загрязнения;

· выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованию при добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и свалок; при транспортировке, хранении и приме­нении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов и веществ, использование которых разрешено в народном хозяйстве;

· строительством и вводом в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, оснащенностью средствами контроля;

· правильностью ведения первичного учета вредных воздействий на окружающую среду и использования природных ресурсов.

В задачи государственного контроля входят организация метрологического контроля и выдача разрешений на осуществ­ление такого контроля аналитическими лабораториями мини­стерств и ведомств, аттестаций лабораторного оборудования и методик измерений, контроль за выполнением межреспубли­канских договоров и соглашений.

Органы государственного экологического контроля должны обеспечивать органы управления на местах и общественные организации оперативной информацией о выполнении меро­приятий по охране окружающей среды и регулированию ис­пользования природных ресурсов, о случаях аварийных и зал­повых выбросов загрязняющих веществ, повлекших за собой особо опасные уровни загрязнения окружающей среды, о мерах по ликвидации их последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: