ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОБЪЕКТЫ И КОМПЛЕКСЫ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ, ИХ РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.
Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля, общественное питание, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.
Объекты обслуживания, как первичные элементы сфер обслуживания, подразделяются на виды в зависимости от: способа производства услуг и товаров (производственные — предприятия, непроизводственные — учреждения); функционального назначения (учреждения воспитания, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.); организационно-технологических форм (многопрофильные, специализированные; головные, базовые, рядовые; стационарные, мобильные); характера спроса (уникальные и стандартные, среди последних — избирательные и массовые); частоты пользования (повседневного, периодического, эпизодического); социальной значимости (социальные и коммерческие); охвата территории (внутриселенные, межселенные); форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности).
Сеть объектов обслуживания представляет собой совокупность предприятий и учреждений различных отраслей обслуживания и отражает определенную степень их упорядоченности (плотность, густота) на территории страны или административно-территориальных образований (область, район, город). Сеть объектов обслуживания может рассматриваться как многоотраслевая (сеть объектов в целом),так и по отдельным отраслям (сеть учреждений культуры, торговая сеть и др.) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и др.).
Комплекс обслуживания представляет собой такое сочетание объектов, которое обеспечивает предоставление необходимого состава товаров и услуг населению различных территориальных и градостроительных образований (системы населенных мест, отдельные поселения, их структурные элементы) с использованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания.
Формирование комплексов обслуживания является градостроительным инструментом оптимизации сферы услуг, а сами комплексы выполняют структуроформирующую роль в территориальной организации общественного обслуживания.
Доступность объектов обслуживания и их комплексов можно рассматривать как социальную, определяемую экономическими возможностями общества и человека, так и пространственную, определяемую метрическими или временными показателями при передвижении пешком или на транспорте. При этом могут использоваться стационарные и мобильные (передвижные) формы обслуживания.
Социально гарантированное и коммерческое обслуживание. Объекты обслуживания населения можно условно поделить на две основные группы:
• объекты, обеспечивающие населению базовый социально гарантируемый минимум (стандарт) услуг — необходимый состав объектов;
• нелимитируемые коммерческие объекты — дополнительный состав объектов.
Для определения социального стандарта необходимо уточнить минимально требуемый состав объектов обслуживания, определить оптимальные для различных поселений условия их пространственной доступности от места жительства, а также оценить реальные инвестиционные возможности.