Способ обсуждения и принятия решений

Время и место.

Способы созыва.

А) через биричей (глашатаев)

Б) через колокол.

Время и срок точно не определялись. Считается, что классически вече собиралось во время братщины и религиозных праздников. Вече обязательно заседало только при свете дня.

Место вече было определено не одно. В Киеве – это торговище (?), Ярославов двор и двор Св.Софии. в Новгороде – Ярославов двор и двор св. Софии. Это законные места.

Это долго упорядочивалось и окончательно сформировалось только в Новгороде и Пскове. В Новгороде предложении и дерогация законов принадлежали посаднику, который и председательствовал на вече.

При решении вопроса требовалось единогласие. Иногда под ним скрывалось большинство, о все же предпочтительнее и законнее было первое. Если соглашение не достигалось – происходила физическая борьба и новое заседание вплоть до единогласного вынесения решения. Это было связано с тем, что вече – институт прямой демократии. Сами решили – самим и исполнять. Поэтому так жаждали единогласия.

Процедура вечевого заседания (регламента как такового не было!):

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ. Проводилось тем, кто созывал вече. NB!!! Созвать вече мог любой свободный человек! Позднее вече начало созываться князем или другим специально выбранными вечем для этого чиновниками: в Новгороде – посадниками, в др. городах – тысяцкими.

ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. Решение принималось единогласно (так было до Петра Первого). Народ должен был договориться, т.к выполнять принятое решение должны были те, кто за него проголосовал. Время заседания веча не ограничено. (Но: у всех индоевропейских народов собрания проходили только в светлое время суток. Если не успевали обсудить все вопросы – переносили заседание на следующий день). Вече во время войны объявляло собрание рати (своеобразное чрезвычайное вече).

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ. Решения веча приводились в исполнение немедленно.

Как уже было сказано, главная функция веча – призвание и изгнание князя с престола. Вече оформляло свои отношения с князем через ряд – договор (ср.: Ярослав I, перед тем избивший многих знатных новгородцев, повздоривших с его варягами, со слезами на глазах просит прощения у веча). Форма заключения ряда – крестное целование («целовать крест к князю» - так говорили тогда). Причём целовали крест не только к князю, но и к детям его, тем самым обещая не призывать на княжение князей других нисходящих потомков Рюрика.

Изгнание князя – акт разрыва ряда с князем, разрыва крестного целования, данного к нему. Это своеобразный акт выряда – уничтожения условий, породивших ряд. Существенный элемент состава выряда – фактическое изгнание князя (иногда его даже сажали под арест). В исключительных случаях князя могли и убить, но убивали не своих князей, а тех, которые с современной точки зрения считались бы скорее узурпаторами, чем законными властителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: