Возрождение. Ренессанс создал новое миро­воззрение, в основе которого было стремление человеческой личности к освобождению и самоутверждению

Ренессанс создал новое миро­воззрение, в основе которого было стремление человеческой личности к освобождению и самоутверждению. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представ­ление о Земле и Вселенной. Научная разработка линейной перспективы стала одним из организующих эле­ментов искусства. Авторитет церк­ви в повседневной жизни человека по сравнению со средневековьем ослабел. Стали активно изучать­ся античное искусство, сочинения античных философов. Сочинялись трактаты о городе, создавались про­екты «идеальных» городов, в которых отражались черты римских военных лагерей, регулярных городов Месо­потамии, средневековых крепостей (рис. 15, 16).

Леон Баттиста Альберти в своих теоретических трудах по градостроительству (XV в.) под­робно излагает методику создания городов, начиная с выбора места и кончая их внутренним устройством. Более того, Альберти считал, что деятельность архитектора должна распространяться за пределы самого города и что необходимо задуматься о благоустройстве и архитектурной организации прилегающей к горо­ду территории в целях улучшения местного климата и создания краси­вого ландшафта. Леонардо да Винчи предлагал Людовику Моро, герцогу Миланскому, построить вдоль реки десять городов на 5 тысяч жителей каждый для решения проблемы ску­ченности города, антисанитарные условия которого привели к эпиде­мии чумы.

В большинстве проектов «идеаль­ные» города имеют геометрическую форму звезды или многоугольника, вписанного в круг, подчеркнутых ли­нией укреплений (рис. 17,18) (с появ­лением артиллерии место крепостных стен заняли менее уязвимые широ­кие земляные укрепления с рвами, валами и бастионами); везде фигу­рирует четкая система планировки, в местах пересечения улиц располо­жены главные площади.

Практик и теоретик архитектуры, один из авторов «идеальных» горо­дов, Виченцо Скамоцци построил по одному из своих проектов город-крепость Пальма Нуово близ Вене­ции, структурную основу которого составляет система лучевых маги­стралей, ведущих к главной город­ской площади.

Архитекторы Возрождения уме­ло подстраивались к сделанному их предшественниками. Они не только развивали средневековые города, но и выдвигали идеи усовершенствования отдельных элементов их внутреннего устройства. Новые градостроительные идеи наиболее полно начали реали­зовываться в Риме. В начале XVI в. появились первые прямолинейные улицы вдоль правого и левого бере­гов Тибра — Лунгара и Виа Джулиа. Вскоре была проложена главная ули­ца Рима — Виа Лата (совр. Корсо), соединяющая площадь дель Пополо с Капитолием, Рипетта и Бабуино. Так родилось трехлучие главных городских улиц (рис. 19). В середине XVI в. Микел-анджело спроектировал мост через Тибр, который должен был связать дворец кардинала Фарнезе с виллой Фарнезина и кварталом Трастевере прямолинейной магистралью. Этот неосуществленный проект предвос­хитил принцип осевой перспективы в планировке улиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: