Италия хVI-XVII вв

Примерно в то же время Микеланджело из хаоса средневековых руин создал в Риме очень большой в пространственном отношении ан­самбль, единое целое, решенное в высшей степени пластически. Это был ансамбль площади Капитолия, который произвел стилистический перелом и ознаменовал утверждение искусства барокко. Осуществление проекта началось не со строительства зданий, а с установки статуи римско­го императора Марка Аврелия. Этот памятник, закрепивший середину площади, организовал пространство вокруг себя, стал первым самостоя­тельным элементом архитектурной композиции площади. Ученик Микеланджело Доменико Фонтана в конце XVI в. подхватил и развил идеи своего учителя. Архитектору Фонтана папой Сикстом V были поручены работы по упорядочению планировки Рима для удобства посещения храмов ве­рующими. Главной целью являлось объединение в единую систему сети улиц как за счет расширения и уд­линения существующих дорог, так и за счет создания новых магистра­лей. По словам 3. Гидиона, Фонтана принадлежал к «поколению посредс­твенных архитекторов... Но сотрудни­чество с папой Сикстом V привело к такому решению градостроительных проблем, какое в то время не имело себе равных»1. Он пробивает и вы­прямляет пять радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, которые обозначает установкой монументов. Древнееги­петский обелиск у ворот дель Попо­ло закрепляет осевую перспективу главной улицы Рима — Корсо. В пос­ледующие столетия в местах уста­новки монументов сформировались красивые площади. Фонтана создал в натуре целое градостроительное направление. Благодаря ему улицы перестали быть только утилитарны­ми, а стали объектами искусства.

Архитекторы барокко — стиля с богатой пластикой форм, сложной символической образностью, игрой светотени и обилием роскошного архитектурного декора — создава­ли крупномасштабные, торжественные городские ансамбли, в которых стремились к пространственному объединению интерьеров зданий, улиц и площадей. Ярким примером является колоннада Джованни Лоренцо Бернини на площади св. Петра в Риме (XVII в.) (рис. 20). Площадь принадлежит к числу крупнейших площадей мира (3,5 га), представляет собой характерную для барокко от­крытую композицию; сложный план сочетает в себе трапецию и большой овал, в центре которого располага­ется обелиск (уже существовавший к началу проектирования площа­ди), фланкированный роскошными фонтанами. Ансамбль площади со­здавался несколькими поколениями итальянских зодчих. Бернини про­должил традиции Микеланджело, придав ансамблю аллегорическое содержание: грандиозная овальная колоннада, исходящая из собора св. Петра, «как бы приглашает в свои объятья весь католический мир За­падной Европы»1.

Большое влияние итальянского барокко испытала на себе Австрия. В городе Зальцбурге — центре ар­хиепископства Зальцбургского, находившегося под покровитель­ством Ватикана, начиная с XVII в. перестраивались средневековые соборы, строились новые здания в стиле барокко. А после возведения университетской церкви по проекту австрийского зодчего Иоганна Берн-гарда Фишера фон Эрлаха город стал ярким примером органическо- го слияния средневекового города с архитектурой барокко.

В XVIII в. барочные фасады изме­нили средневековый облик централь­ного ядра города Вены, сохраняя, од­нако, уютную камерность городских пространств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: