Примерно в то же время Микеланджело из хаоса средневековых руин создал в Риме очень большой в пространственном отношении ансамбль, единое целое, решенное в высшей степени пластически. Это был ансамбль площади Капитолия, который произвел стилистический перелом и ознаменовал утверждение искусства барокко. Осуществление проекта началось не со строительства зданий, а с установки статуи римского императора Марка Аврелия. Этот памятник, закрепивший середину площади, организовал пространство вокруг себя, стал первым самостоятельным элементом архитектурной композиции площади. Ученик Микеланджело Доменико Фонтана в конце XVI в. подхватил и развил идеи своего учителя. Архитектору Фонтана папой Сикстом V были поручены работы по упорядочению планировки Рима для удобства посещения храмов верующими. Главной целью являлось объединение в единую систему сети улиц как за счет расширения и удлинения существующих дорог, так и за счет создания новых магистралей. По словам 3. Гидиона, Фонтана принадлежал к «поколению посредственных архитекторов... Но сотрудничество с папой Сикстом V привело к такому решению градостроительных проблем, какое в то время не имело себе равных»1. Он пробивает и выпрямляет пять радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, которые обозначает установкой монументов. Древнеегипетский обелиск у ворот дель Пополо закрепляет осевую перспективу главной улицы Рима — Корсо. В последующие столетия в местах установки монументов сформировались красивые площади. Фонтана создал в натуре целое градостроительное направление. Благодаря ему улицы перестали быть только утилитарными, а стали объектами искусства.
|
|
Архитекторы барокко — стиля с богатой пластикой форм, сложной символической образностью, игрой светотени и обилием роскошного архитектурного декора — создавали крупномасштабные, торжественные городские ансамбли, в которых стремились к пространственному объединению интерьеров зданий, улиц и площадей. Ярким примером является колоннада Джованни Лоренцо Бернини на площади св. Петра в Риме (XVII в.) (рис. 20). Площадь принадлежит к числу крупнейших площадей мира (3,5 га), представляет собой характерную для барокко открытую композицию; сложный план сочетает в себе трапецию и большой овал, в центре которого располагается обелиск (уже существовавший к началу проектирования площади), фланкированный роскошными фонтанами. Ансамбль площади создавался несколькими поколениями итальянских зодчих. Бернини продолжил традиции Микеланджело, придав ансамблю аллегорическое содержание: грандиозная овальная колоннада, исходящая из собора св. Петра, «как бы приглашает в свои объятья весь католический мир Западной Европы»1.
|
|
Большое влияние итальянского барокко испытала на себе Австрия. В городе Зальцбурге — центре архиепископства Зальцбургского, находившегося под покровительством Ватикана, начиная с XVII в. перестраивались средневековые соборы, строились новые здания в стиле барокко. А после возведения университетской церкви по проекту австрийского зодчего Иоганна Берн-гарда Фишера фон Эрлаха город стал ярким примером органическо- го слияния средневекового города с архитектурой барокко.
В XVIII в. барочные фасады изменили средневековый облик центрального ядра города Вены, сохраняя, однако, уютную камерность городских пространств.