Рубенс. «Прикованный Прометей»,1612

Рубенс. «Падение Титанов»,1637-1638

Рембрандт. «Ночной дозор»,1642

Монуметальная живопись

Традиции монументальной живописи барокко сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых.

У истоков монументальной живописи барокко стоит художник Джованни Ланфранко (1582— 1647). На выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Балле «Вознесение Богоматери» (1625—1627 гг.) фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх — в небесную высь.

Собор Санкт-Андреа-делла-Валле в Риме с фресками Джованни Ланфранко

Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596—1669). Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Композиция «Аллегория Божественного провидения» (1633—1639 гг.) из палаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.

Пьетро да Кортона. «Аллегория божественного провидения и власти Барберини»,1633-1639. Фреска. Дворец Барберини, Рим

Во второй половине XVII в. плафонная живопись (живопись,украшающая потолок) барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баггиста Гаулли (1639—1709), по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу «Триумф имени Иисуса» (70-е — начало 80-х гг. XVII в.). На нём изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз — в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо. Самая замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы (сплетённых в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображённый.

Джованни Баггиста Гаулли. Плафон римского храма Иль-Джезу «Триумф имени Иисуса», (70-е — начало 80-х гг. XVII в)

Характерный приём живописи барокко — «прорыв» в заоблачную высь — мастерски применил художник Андреа Поццо (1642—1709) в лучшей своей фреске «Святой Игнатий Лойола в раю» (1691—1694 гг.) церкви Сант-Иньяцио в Риме. Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сцена кажется вознесённой на головокружительную высоту. Поццо изобрёл множество новых ракурсов — в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов.

Андреа Поццо. Фрестка «Святой Игнатий Лойола в раю»,1691—1694 гг. Церковь Сант-Иньяцио, Рим.

Последним известным представителем монументальной живописи барокко стал Лука Джордано (1632— 1705). Современники называли его «быстрым Лукой», потому что огромные росписи он выполнял в удивительно короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его произведениях механически смешиваются разные стили без какого бы то ни было серьёзного осмысления. Однако именно Лука Джордано, работавший во многих городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима.

Лука Джордано. «Триумф Медичи на облаках Олимпа». Фреска в палаццо Медичи-Риккарди, 1684—1686


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: