Искусство мезолита

В эпоху мезолита (среднекаменного века) и неолита (новокаменного века) развитие населения юга и севера пошло различными путями. И если в южных областях в этот период люди начинают вести оседлый образ жизни – появляются племена земледельцев и скотоводов, то на севере по-прежнему продолжали развиваться традиционные формы хозяйства – охота, собирательство. С отступлением ледников в Европе начинается потепление. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство. Совершенствуется обработка каменных орудий труда, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Появление патриархата усложняет отношения между людьми. Усиливается роль магии, наивное восприятие природы исчезает.

Эти изменения отразились в искусстве, прежде всего в наскальной живописи. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из отдельных, не связанных между собой фигур, то в наскальной живописи мезолита преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни охотников.

Центральное место принадлежит сценам охоты и сражений. «Сражающиеся лучники» — одна из самых ярких мезолитических композиций (Восточная Испания). Восемь человеческих фигурок- варианты единого мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразными плотными линиями. Основной закономерностью в расположении фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

Истоки уже видны в красных фресках. Люди изображаются с луками, в движении, упрощенно, минимум натурализма. Изображения людей вытесняют изображения животных. Мезалиту присуще как раз абстрактность, симметричность, условность. Происходит переход от приближенного натурализма до полной абстракции. Меняется масштаб, Изображения уменьшаются, нет попыток изображения объема.

Главная цель-передача движения. Живопись становится монохромной (черный или красный). Присутствует схематичность, силуэтность. Появляется композиция, сюжет.

Гальки. Наносить на гальки изображение было легче чем на стены пещер. Человек становится магическим предметом изображения, и на гальки уже не наносят изображения животных. Искусство мезолита становится почти контрастным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: