Искусство Шумера и Аккада

Месопотамия (двуречье) – область между Тигром и Евфраном, территория нынешнего ближнего востока.

Раннее – 4-3 тыс. ле до н.э.; Среднее – 2 тыс. лет до н.э.; Позднее (новое) – 1 тыс. лет до н.э.

Начало цивилизации, наиболее древние центры культуры (7 тыс. лет до н.э. – Южная Месопотамия).

Шумерское искусство. Шумер –область отдельных городов-полисов, носивших храмовый характер. Происходит появление своих видов искусства.

Архитектурные памятники: Белый храм, Красное здание.

Стены храмов украшались барельефами, состоявшими из нескольких ярусов (исторические сцены, повседневная жизнь). Царь выделяется на фоне всех персонажей. Он выше их. Плоские камни, украшенные рельефом – палетки.

Самая распространенная скульптура – адорант (адоре – религиозное чувство обожания, представлял собой статую молящегося, фигуру стоящего или сидящего человека со сложенными на груди руками, которую дарили храму (особенность –очень большие глаза). В примитивных культурах увеличение какого-либо органа означало почитание. Большие глаза – всезнание, всеведение. Ранние адоранты сделаны из глины и мягкого камня.

Развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны. Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены. Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных. Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Человеческие фигуры — все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей властью большую часть Двуречья. В искусстве Аккадского царства (24 - 23 вв. до н.э.) получили развитие реалистические тенденции.

Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина. Стела Нарамсина высотой 2 м выполнена из красного песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над горными племенами. Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции. Нет больше «поясов», разделявших изображение. Умелое расположение фигур по всему полю рельефа создает впечатление движения и пространства. Появился пейзаж, являющийся объединяющим мотивом композиции. Реалистические тенденции сказались и в трактовке человеческих фигур, причем в первую очередь это относится к Нарамсину. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Ничего подобного искусство Двуречья раньше не знало. Новой чертой является и передача объема фигур в рельефе. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.

Новые черты приобретает и круглая скульптура, примером которой является найденная в Ниневии скульптурная голова из меди, условно называемая головой Саргона I - основателя аккадской династии. Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, смелость и вместе с тем тонкость исполнения сближают это произведение с творчеством аккадских мастеров, создавших стелу Нарамсина.

В аккадском искусстве появляется новый персонаж – царь, вождь. Аккадское племя, в отличии от Шумерского живет войной, поэтому в искусстве появляется военная иконография, восхваляющая вождей.

Существует культ солнца. На голове вождя рога, которые обозначают солнце, символ мудрости, однако в более раннее время – символ божественного происхождения.

Аккадское искусство – начало некой традиции изображения, хотя бесформенность сохраняется, пока фигуры делают из глины. Но с появлением нового материала бронзы (металл), появляется оформленность.

Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. (23 - 22 вв.) произошло нашествие в Двуречье горного племени гутиев, завоевавшего Аккадское государство. Лучшая из дошедших до нас статуй Гудеа изображает его сидящим. В этой скульптуре очень ярко проявляется сочетание обычной для шумеро-аккад-ского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой, хотя и робкой попыткой наметить складки одежды.

Особенно замечательны головы статуй Гудеа. В трактовке лица появляется стремление к передаче портретных черт. Однако в целом облик сильного и волевого лица молодого Гудеа передан обобщенно.

После изгнания гутиев в 2132 г. до н.э. владычество над Двуречьем переходит к городу. Уру, где в это время правит III династия Ура. Ур выступает в роли нового, после Аккада, объединителя страны, образуя мощное Шумеро-аккадское государство, претендующее на мировое господство.

Шумеро-аккадское искусство. Появляются адоранты, выполненные из гладкого твердого отполированного камня.

Хетты создали свое государство в Малой Азии. Самое могущественное государство, из-за этого у него не было искусства. С Хеттов начинается самый поздний период в Месопотамском Искусстве. Новые элементы – изображение льва. Они часто изображались как хранители врат.

Появились торговые города, но производство было не развито, произошло развитие торговли, появились деньги. Угарит – один из главных торговых городов. Поэтому появились храмы с несколькими божествами, храмовая проституция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: