Искусство Египта IV и V династий

-Раннее царство (первые 2 династии)

-Древнее царство (3,4 и 5 династии)

-Среднее царство (12 династия)

-Новое царство (18,19 20 династия)

IV династия – расцвет искусства древнего царства. Классический египетский стиль геометризированный, со стремлением сохранить монолитность каменной стены. Цель – передать ощущение величия, могущества. Подчеркивание высокого социального положения изображенного человека имело еще большее значение для царских статуй, где основной задачей было создание образа фараона как неограниченного владыки и сына бога. Фараоны обычно изображались со сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими некоторые несомненно портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, следовательно, доступными для обозрения народных масс, на которые они должны были производить впечатление сверхъестественной силы.

Статуя фараона Хефрена - гранит, сокол (покровитель верхнего Египта и фараона лично).

Большой сфинкс пирамиды Хафра в Гизэ.

Именно в IV династии строятся пирамиды, поэтому геометризация сохраняется, также важна и твердость камня.

Изображаются исключительно фараоны. Изображения носят канонический характер.

-фронтальность (исключения – согнутые в локтях руки, нога выставлена вперед)

-соединение портретного сходства с идеальным телом.

Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры.

Особое внимание к заупокойным культам для обеспечения себе (царю и рабовладельческой знати) посмертной жизни.

Дошедшие до нас в значительном количестве заупокойные статуи имеют однообразные неподвижные позы и условную раскраску. Тела мужских фигур, когда они сделаны из светлого камня известняка или из дерева, окрашены в красновато-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые.

В конце IV династии монуметальный стиль преобретает черты натурализма. Иконография расширяется – появляется изображение царевичей, чиновников. Но материал для этих статуй уже дешевле – красный известняк, дерево.

Следует особенно выделить статую зодчего Хемиуна, бюст царского сына Анххафа, статуи писца Каи (Луврский писец) и царского сына Каапера, голову мужской статуи из коллекции Сальт в Лувре, голову женской статуи из коллекции Карнарвона. Каждая из них передает индивидуальные черты изображаемого. В каждой из этих скульптур воплощен незабываемо яркий образ, полный неповторимого индивидуального своеобразия и подлинной художественной силы. Перечисленные выше скульптуры относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета. Эти статуи не являются простым повторением внешнего облика того или иного человека. Перед нами образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей.

Важным этапом на творческом пути скульпторов Древнего царства было изготовление масок с лиц умерших людей.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Два вида техники египетского: обычный барельеф и свойственный только египетскому искусству врезанный, углубленный рельеф. Два вида техники стенной росписи:темперой по сухой поверхности, в некоторых гробницах Медума этот способ сочетался с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления.

В период Древнего царства большое значение и развитие получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня, ювелирные изделия, художественная мебель из ценных пород дерева, изделия из меди, бронзы, глины. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие формы, которыми отличается все искусство этого периода. В декоративных деталях этих вещей много непосредственного отражения реальных жизненных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: