Искусство Египта. Эпоха Эхнатона (Аменхатеп 4)

Эхнатон – фараон основавший новую столицу Ахетатон, объявил единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого.

Памятники созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего отказом от канонических форм. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона. В них виден решительный отход от традиционного идеализированного образа царя. Фигура Эхнатона и лицо изображались натуралистично (женоподобный тип тела, с широкими бедрами, большой подбородок, высокое и узкое лицо). Необычны позы фараона и его жены на этих рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч в фас. Уродство Эхнатона ритуально, сокрально. Натуралистичны также изображения флоры и фауны, фигура фараона также укрупнена, но уже не идеализируется.

Изменилась не только форма памятников, но и их содержание. Так, в амарнском искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья, Очень важно и стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят все события. Тема изображений на рельефах – быт, семья. Появляется новый канон, так как идеалом теперь был не совершенный Бог, а Бог – царь. Люди стремились походить на него, подражать.

Памятники отличаются несоразмерностью отдельных частей фигур, резкостью линий, угловатостью одних контуров и чрезмерной округленностью других. Но позже эта угловатость уходит.

Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются портретные головы Эхнатона и его жены Нефертити. Прекрасными образцами различных этапов работы скульпторов являются незаконченные портреты Эхнатона из мастерской Тутмеса. Мы уже не видим здесь обостренного преувеличения чисто внешних примет лица фараона. В том же стиле выполнены и прекрасные портретные головки царевен. Не менее замечательны по своему реализму и тела амарнских статуй, примером чему является Знаменитый торс статуэтки нагой девушки. Стремясь создать возможно более близкие к действительности художественные произведения, мастера Ахетатона стали впервые широко применять сочетание в одной статуе различных материалов. Лица и руки статуй высекались чаще всего из кристаллического песчаника, покрытые же белыми одеждами части тела делались из известняка. Попрежнему широко применялась раскраска скульптур и инкрустация глаз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: