Начало правления династии Тан (______ век.) было отмечено новым подъемом экономики. Китай вел очень активную торговлю — и морскую, и с_______________. По В__________________ ш____________ п_______, соединявшему Китай со странами Средиземноморья, из Китая вывозили шелк, чай и ф______________. С караванами купцов распространялись не только товары, но и идеи. С запада, из Индии, по Великому шелковому пути приходили странствующие монахи, которые проповедовали в Китае б____________. Вероятно, именно китайские буддисты первыми стали в IX веке печатать книги. Иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем научились делать штампы для отдельных иероглифов. Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия. Буддизм тесно взаимодействовал с традиционным для Китая конфуцианством. Характерной чертой средневекового Китая была религиозная терпимость, сосуществование и взаимовлияние разных религий. Так, Конфуций был включен в число буддистских божеств. Во времена династии Тан был изобретен п_______________, который использовали для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и о_________________ оружие, но оно было недостаточно надежным. Наместники китайского императора из династии Тан управляли во Вьетнаме, Корее, Монголии, Тибете, Афганистане, едва ли не целиком попала в зависимость Средняя Азия. Влияние Китая простиралось почти до берегов Каспийского моря. Никогда еще его пределы не простирались так далеко. Китай был самой могущественной страной в мире. Тайские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан.
|
|
Воспользовавшись ослаблением империи, ее северные области завоевали кочевники «кидани» (или китаи, от имени этих племен и происходит русское название страны — Китай). Разгромив и преодолев междоусобицу, в 960 году в Китае утвердилась новая династия Сун.
Династия Сун.
Вновь появились многонаселенные города, где развивались ремесла и торговля. Крупнейшим торговым портом страны стал Гуанчжоу (известный у европейцев как Кантон). Китайские купцы-мореходы, ориентируясь по к_____________ в открытом море, добирались до берегов Японии, Индии и Индонезии. В XII веке широкое распространение в Китае получили б________________ деньги.
Династия С_______— время расцвета китайской живописи и каллиграфии. Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. В китайской живописи перспектива использовалась таким образом, чтобы человек, смотревший картину, ощущал себя не центром мира, а мельчайшей его песчинкой. Поэтому в картинах отсутствует линейная перспектива, нет единой композиционной точки, куда сходятся все линии. Мир вымысла сочетается в китайской живописи с миром реальности. Это не натурные зарисовки. На картине изображается символический пейзаж «шань-шуй» (горы-воды), в котором обобщены самые характерные особенности реальной китайской природы. Пейзажи VII—VIII вв. писались сочными синими, зелеными и белыми красками, а по краям обводились золотистым контуром.
|
|
В 1368 году народное восстание свергло власть монголов, а один из предводителей восставших стал новым китайским императором.
Основанная им династия Мин («Светлая» или «Блестящая») правила Китаем до середины XVII века.
Китай снова стал богатеть и возвращать былое могущество. Но очень сильными оказались горькие воспоминания о чужеземцах, наводнивших страну при монгольских ханах. Теперь китайцы с большим недоверием относились ко всему иноземному, некитайскому. Преследовались и религии других народов, проникшие в Китай при монголах. Желая меньше общаться с иноземцами, китайские правители в середине XV века сильно сократили внешнюю торговлю и даже уничтожали свои торговые корабли.
Мир совсем не известный
Обычно учёные выделяют в доколумбовой Америке несколько цивилизации: м а йя на Юкатане и в прилегающих областях, ацт е ков в Мексике, и и нков в Андах и на Боливийском нагорье. Каждая из них была наследницей более древних культур. По уровню развития все они сопоставимы с государствами Древнего Востока. В них использовался труд р__________, но основу экономики составлял труд свободных земледельцев и ремесленников, объединённых в о______________. Власть правителей постепенно усиливалась, стремясь стать неограниченной и наследственной. Однако к рубежу XV-XVI веков этот процесс ещё не завершился. Приказы правителя исполняли многочисленные чиновники; большим влиянием пользовались ж___________.
Цивилизации доколумбовой Америки достигли замечательных успехов в сельском хозяйстве и р__________, в науках и поэзии, в а________________ и изобразительном искусстве. Интересно, что ни одна из них не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гончарный к_____________, плавка железа. Единственным домашним животным была лама, которую инки использовали для перевозки г_______________.
Как жили майя. Народ майя населял полуостров Ю___________ и прилегающую к нему область в Центральной Америке, покрытые густыми д____________. Земля принадлежала общинам; каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Христианский епископ, позже наблюдавший жизнь майя, сообщил: «Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах».
В I тысячелетии нашей эры у майя возникли города-государства во главе с правителем — «великим человеком, передавшим власть по наследству». С населения округи он собирал н_____________.
В Средние века майя уже знали п_________________. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жрецы записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на стенах храмов и высоких каменных столбах.
Ж____________ указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. В городах майя строились астрономические обсерватории. Ж________ вычисляли время обращения планет вокруг Солнца и могли предсказывать солнечные и лунные затмения.
Поистине уникальны достижения майя в области математики. Впервые в истории человечества они ввели понятие нуля. Пользуясь лишь тремя цифрами – единицей (ей соответствовала точка), пятёркой (линия) и нулём, майя благодаря придуманной ими чрезвычайно удобной позиционной системе счёта могли производить сложнейшие вычисления.
|
|
Архитектура майя была своеобразной, строительное дело стояло на большой высоте. Чтобы построить город, майя расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы; их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы городов пересекались под прямыми углами друг к другу. Между городами были проложены прекрасные дороги, покрытые гладко отесанными каменными плитами.
На высоких платформах сооружали дворцы и х___________ в виде ступенчатых пирамид; некоторые из них использовали как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проемы.
Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также в____________ сцены. При раскопках найдено множество керамических предметов: сосуды, блюда, статуэтки в виде человеческих фигурок.
Расцвет цивилизации майя относится к VII-VIII векам. Но нескончаемые междоусобные войны обескровили государства майя, ставшие позже добычей испанских завоевателей.
Ацтеки. В Мексике, на плоскогорье высотой 2000 м над уровнем моря, у подножий горных вершин расположена живописная долина с мягким климатом и п_______________ почвой. В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и основали на островах посреди большого озера город Теноч-титлан. К началу XVI века город занимал огромную территорию и насчитывал до 100000 жителей. На центральной площади стоял главный храм ацтеков в честь бога дождя и грома Тлалока и кровожадного бога войны и солнца Уицилопочтли, которому дважды в год приносили в жертву людей.
Острова соединили дамбами; город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.
У горожан земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.
Во главе г________________ стоял наследственный правитель — «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие д______________, получали за службу ж____________ и брали подати с подвластных селений. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Своим мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и л_____________, могли заслужить доступ в ряды знати; таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в ж____________богам или делали рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.
Больших успехов ацтеки достигли в р_____________. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка и вышивки с прокладками из цветных птичьих перьев.
В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали зе_____________, ремеслам и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Сохранились произведения ацтекской литературы — гимны богам и эпические поэмы. В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.
Государство инков.
|
|
В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна инков Перу. Центром ее был город Куско с прилегающей долиной.
Государство инков возникло в XII веке. И________ постепенно завоевали соседние племена, подчинили большие области. Во главе государства стоял неограниченный п____________ — верховный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, называвшие себя «Сынами Солнца» (Солнце было главным богом инков), занимали высшие должности в государстве.
Государство инков было подчинено интересам в____________ и по образу жизни напоминало казарму. Мужчины были поделены на от________— десятки, сотни и т. д. — во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне с___________: воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Армия инков побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.
Население жило общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина — половину надела. Общинник не имел права выйти за границу общины без разрешения властей; он на всю жизнь был привязан к своему селению. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю; в засуху орошали ее водой из каналов, тянувшихся иногда на десятки и сотни километров. Тяжело доставался инкам их урожай!
Пахотная земля делилась на три части: урожай с одной поступал жрецам, с другой — верховному Инке, а треть урожая оставалась крестьянину. Из государственных амбаров выдавали продукты и одежду воинам и чиновникам, а при неурожаях — и пострадавшим. Оказывалась помощь вдовам, инвалидам, старикам.
Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске. Семьи воинов и ушедших на общественные работы содержала община. Вступление в брак было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!
Государство строго к____________ потребление: никому не разрешалось иметь больше необходимого, но и не допускался голод. По стране передвигались контролеры — своего рода «глаза и уши Инки»; они наблюдали за работой чиновников, расследовали жалобы, могли освобождать чиновников от должности. Если где-либо люди погибали от голода, инки казнили нерадивого чиновника. Страну инков из конца в конец пересекали две главные дороги, соединенные поперечными дорогами. С обеих сторон они были укреплены к______________ барьерами, а через реки и ущелья перекинуты сплетенные из веревок мосты или канатные дороги. На них размещались постоялые дворы и склады припасов для снабжения передвигавшихся войск и чиновников.
Между частями обширной страны была налажена почтовая связь. Сообщения с мест в столицу передавали гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги.
Дети «Сынов Солнца» обучались в специальных школах. Письменности инки не знали. Дети на па________ заучивали сведения о религии, истории, порядке управления, законах и обычаях инков, военном искусстве. Составной частью воспитания были поэзия, музыка и танцы.
Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость инков в Куско располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями. Три башни на вершине холма были окружены стенами из огромных каменных глыб весом по нескольку сот тонн каждая. До сих пор среди ученых нет единого мнения, как такие глыбы перемещали без колесных повозок с помощью канатов по горам на десятки километров!
Инки создали узелковое письмо к _______ (что на языке индейцев означает «узел»).
К__________ представляло собой шнурок (или палку) с привязанными к нему разноцветными шнурками, на которых на различном удалении друг от друга завязывались узелки. По мнению некоторых учёных, к__________ могли содержать тексты законов, хроник, даже стихов. Согласно другой точке зрения, возможности кипу были более скромными: помочь оживить в памяти объёмную и важную информацию (например, при учёте собранных налогов).