Концерт для двух скрипок, виолончели и оркестра

Прелюдия, фуга и чакона

Хроматическая фантазия и фуга

Ужасы войны

Всевозможные грани барочного темперамента, включая сильнейшую склонность к патетике, экспрессии и экстатичности, раскрывало музыкальное искусство. Достаточно услышать завершающую часть органной Прелюдии, фуги и чаконы ре минор немецкого композитора Иоганна П хельбеля (один из непосредственных предшественников Баха, 1653–1706) с её сумрачным колоритом и подчёркнуто проблемным настроем, II часть Концерта для двух скрипок, виолончели и оркестра Антонио Вивальди с характерной для неё настойчивостью преодолений, доводимой до лихорадочного возбуждения, и начальную часть баховской Хроматической фантазии и фуги для клавира.

В последнем из названных сочинений жанр фантазии трактуется как форма совершенно свободного, спонтанно-стихийного волеизъявления. За артистизмом этой музыки стоит неординарная личность с её сложным внутренним миром и дерзновенно-бунтарским духом. Открыто заявляющая здесь о себе драматическая патетика – это и размах мысли, чувства, действия, и приподнятость высказывания с его риторическим накалом (для искусства Барокко очень характерна ораторская риторика с воспроизведением декламационной речи, энергичной жестикуляции, вдохновенных «росчерков пера»). Рука об руку с патетикой идёт высокая экспрессия, передающая в данном случае страстную взволнованность и бурное возбуждение. Монтеверди, творивший за столетие до Баха, ввёл на этот счёт специальное обозначение: stile concitato [стле кончитто] – взволнованный, возбуждённый стиль.

Иоганн Себастьян Бах

Фантазия (2.08)

Иоганн Пахельбель

(1.08)

Антонио Вивальди

(1.39)

* * *

До сих пор речь шла о стиле барокко, который дал имя эпохе и был для неё определяющим. Но эпоха, буквально сотканная из резко выраженных контрастов, не могла не выдвинуть стилей, ему противостоящих. И действительно, наряду с барокко и в противовес ему существовали классицизм и реализм.

Как стилю барокко предшествовал маньеризм, так и классицизм был подготовлен появлением академизма. В 1585 году в Болонье (Италия) художники братья Каррччи (их было трое, наиболее известный и талантливый из них – Аннибле, 1560–1609) основали Академию, чтобы противопоставить маньеризму искусство, основанное на изучении великих мастеров прошлого. Это была исторически первая академия, позже в разных странах появились аналогичные учреждения, причём не только в области изобразительного искусства, но и по линии драматического театра, музыки, танца, чем было положено начало систематическому художественному образованию.

Именно в академиях и складывался академизм, который требовал соблюдения правил, заимствованных из классического искусства Античности и Ренессанса. В этом состояло главное и общее между академизмом и классицизмом (термины тождественны, оба происходят от слов, означающих образцовый, совершенный). Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить картины «Святые жёны у гроба воскресшего Христа» академиста Аннибале Карраччи и «Отдых на пути в Египет» классициста Никол Пуссена. Их роднит ясность рисунка и композиции, чувство возвышенной красоты, величавый характер и черты театральной приподнятости. Явственно ощутимо, что для каждого из этих авторов идеалом светлой и разумной жизни была греко-римская Античность и времена Высокого Возрождения, поэтому в соответствующем обличье выступают у них и персонажи христианских легенд. Вот почему даже в изображении бытовых мотивов всему придаётся дух благородства и возвышенности.

Аннибале Карраччи

Святые жёны у гроба воскресшего Христа

Никола Пуссен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: