Живопись на негрунтованном холсте
Использование гибких, негрунтованных основ
Гибкие, эластичные основы и грунтовки
Холст является традиционной гибкой основой для масляной живописи, несмотря на то. что художники всегда экспериментировали с многими другими видами тканей — грунтованными и негрунтованными. О холсте говорилось в главе "Основы". Выбор ткацкого плетения и качество выработки — очень важные показатели; они оказывают значительное влияние на внешние характеристики картины.
Диапазон видов плетения у льняного холста для художественных целей значительно шире, чем у хлопчатобумажного — художник может выбирать ткань от самой тонкой до грубой. В работе с полиэстровым полотном, которое прочнее и устойчивее льняного и хлопчатобумажного, художник вынужден ограничиваться тканями с еще более однородными фактурными характеристиками.
Если вы хотите работать на негрунтованном холсте, необходимо, по крайней мере, защитить волокна холста от прямого контакта с масляными красками, используя при этом клеевой слой. Слабый раствор клеевого связующего или желатина (наносятся в горячем состоянии) образуют хорошую преграду между маслом и волокнами холста. Другая возможность заключается в использовании раствора карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ): данный раствор, по всей вероятности, не подвержен воздействию процессов сжатия и расширения, которое испытывают на себе, например, животные виды клея. Акриловое средство обладает чрезмерной эластичностью для того, чтобы применяться на гибких основах под слоем масляных красок.
|
|
Большое количество эластичных материалов используется в негрунтованном виде, включая бархат (вельвет), брезент и полотно для занавеса. Их прочность и стойкость зависят от волокна, из которо-го была изготовлена ткань. Полиэстро-вое парусиновое полотно не нуждается в проклеивании; однако оно обладает впитывающими свойствами и быстро поглощает масло и разбавитель/растворитель.
Существует множество примеров — работ современных художников на негрунтованных холстах. В данной картине, выполненной в масляной технике на джутовом холсте, цвет и грубая фактура джута заполняют пробел между черной и белой красками, создавая более интересную и разнообразную основу-матрицу.
В масляной живописи грунтовочный слой должен быть достаточно гибким, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с подвижностью холста, но не более гибким, чем пленка масляной краски: в противном случае на пленке масляной краски могут образовываться трещины. Масляная грунтовка должна быть изолирована от волокон холста слоем слабого клеевого раствора.
|
|
Несмотря на то, что традиционная грунтовка gesso на холсте характеризуется значительной хрупкостью, можно растереть или заполнить с помощью кисти щели и неровности проклеенного холста частицами очень тонкого грунтовочного слоя (gesso). Данная грунтовка обладает более выраженными абсорбирующими свойствами, чем ее традиционный масляный аналог, поэтому я не рекомендую ее к использованию.
В настоящее время масляная грунтовка изготавливается, как правило, на основе пигментированной (белилами титановыми), модифицированной маслом алкидной смолы, которая высыхает в течение приблизительно 24 часов. Два тонких слоя должны образовать ровную, однородную, белую поверхность. Более традиционные белила свинцовые в льняном масле высыхают несколько дольше.
Ни один из продуктов «бытовой химии» специально не разрабатывался для использования художниками и с учетом их нужд, поэтому, вероятно, лучше отказаться от их применения.