Смягчение контуров или очертаний

Работая в технике масляной живописи, художник может сохранить форму объекта и слегка смягчить ее очертания и контуры в результате мягкого смешивания с красками примыкающих к форме тонов. Процесс даже самого минимального смешивания в этой технике приводит к созданию драматических эффектов (смотрите иллюстрации справа). Данная техника широко используется в масляной живописи, где очертания объектов и фигур в сочетании с контрастными тонами, например, могут нуждаться в легком смягчении. Объем работы в этой технике на участке между красками двух цветов может иметь огромное влияние на визуальный характер картины. Это хорошо заметно на примере желтой формы и фиолетовой тени на фоне серой грунтовки (справа).

Необходимая степень смягчения контуров диктует художнику выбор используемых кистей. Для выполнения модификаций в минимальных объемах следует применять колонковую кисть небольшого размера с округленным кончиком. Кончик пучка нужно слегка увлажнить скипидаром или уайт-спиритом, чтобы с помощью большого и указательного пальцев расплющить кончик и придать волоскам плоскую форму. Затем проведите кистью вдоль линии примыкания красок двух цветов, чтобы смягчить тональный переход между ними. В работах несколько более крупных размеров для смягчения контуров особенно эффективна мягкая, полукруглая кисть. (Грань такой кисти может использоваться и в небольших работах.) В картинах крупного масштаба следует применять щетинную кисть: при этом полукруглая кисть может также оказаться полезной.

Перед использованием приема смягчения

Краски были аккуратно нанесены на отдельные участки серого, фиолетового и желтого цветов.

Степени смягчения контуров

На форме фиолетового цвета был создан более очевидный плавный тональный переход при смешивании с серой краской заднего плана.

Создание мягкого тонального перехода на трехмерном объекте

Техники создания мягких тональных переходов и смягчения контуров придают отделке особые гладкие характеристики даже в изображении относительно непроработанных, схематичных объектов. Однако, используя эти техники, художник лишает изображение элементов непосредственности, а также нивелирует фактуру открытого мазка кисти, придавая ей и работе в целом более сглаженный и мягкий вид. Это отлично видно на примере двух цилиндров (справа): в этом случае, более смягченный вариант (дальний справа) демонстрирует, что мягкий тональный переход, как правило, снижает тональные контрасты в работе. Использовались кисти разных типов: от маленькой колонковой до щетинной полукруглой.

Перед смягчением тонов

В изображении цилиндра представлены все основные участки тона до процесса создания мягких тональных переходов.

После смягчения тонов

Края примыкающих тонов смягчены при использовании кистей нескольких типов.

Техника смягчения в контексте картины

Техника создания мягких тональных переходов и смягчения контуров на практике используется как на небольших, детализированных участках работы. так и на больших пространствах холста. Она может применяться на стыке красок двух цветов, а также на участках, где представлен полный диапазон цветов. Две иллюстрации (ниже) —убедительные примеры столь разнообразного использования техники.

Первоначальный вариант картины

Светлые и темные участки утеса выполнены красками двух цветов. Одна из них — смесь охры желтой и белил титановых, другая — смесь умбры жженой и сиены жженой.

Смягченный вариант

Данный вариант прорабатывался с помощью колонковых кистей небольшого размера, в результате чего внешняя сторона утеса приобрела более мягкий, объемный и реалистический характер.

Листва на поверхности пруда

Одно из преимуществ масляных красок состоит в том, что они могут оставаться «работоспособными» в течение нескольких часов. Это позволяет художнику нанести краски большого диапазона цветов и тонов на поверхность всей основы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: