Тонирование отдельных частей грунтовки

Живопись прозрачными и корпусными красками на тонированных грунтовках

Портрет на красной грунтовке

С XVI по XIX век тонированные грунтовки различных оттенков представляли собой почти универсальную методику в живописи Европы. Наиболее популярные тона грунтовки существенно варьировались в зависимости от личных предпочтений художников. Этот незавершенный этюд демонстрирует лицо и часть прически портретируемого, выполненные на непрозрачной грунтовке тусклых оранжево-красных оттенков; в этом случае значительно легче создавать различные вариации бледных телесных тонов. Работая на непрозрачной грунтовке подобного типа, художник полностью полагается на кроющие свойства пигментов.

Джеймс II в бытность герцогом Йоркским (около 1665-1670 гг.), сэр Питер Лели

Два ряда этюдов, представленных внизу, иллюстрируют различные подходы к работе на тонированных грунтовках. В первом случае изображения были выполнены поверх прозрачной имприматуры на основе сиены жженой. Во втором — те же изображения нанесены на непрозрачную тонированную грунтовку на основе смеси сиены жженой и белил титановых.

В каждом случае чаша с фруктами (в верхнем ряду) была смоделирована только с помощью белил, а затем после высыхания краски покрыта лессировкой на основе разбавленных, прозрачных цветных красок. С другой стороны, фруктовая чаша в нижнем ряду выполнена заранее подготовленной смесью кроющих красок.

Техника нанесения лессировок прозрачными красками поверх белого подмалевка (две верхние иллюстрации) придает более яркие, четкие и «свежие» качества изображению по сравнению с непрозрачными вариантами изображения (нижние примеры). Однако в работах, выполненных непрозрачными красками, создана более мягкая атмосфера, а само изображение имеет более завершенный вид. При этом обе техники не исключают друг друга и очень часто комбинируются в одной работе.

От тонированной грунтовки, покрывающей всю поверхность холста, до идентификации определенных участков картины слоями подмалевка отдельных цветов — всего лишь один короткий шаг. Великолепным примером является картина «Венера с зеркалом». После того, как картина была порезана суфражисткой, было обнаружено, что художник покрыл грунтовку на основе белил свинцовых слоем темной красной краски, за исключением участка фигуры Венеры (этот участок был оставлен белым). Таким образом, фигура приобрела ярко выделенные, «светящиеся» свойства; подобный вид грунтования обусловил использование различных методов живописи на участках фигуры и заднего плана. Последний был сформирован тонкими слоями лессировок разбавленными красками поверх монохромного подмалевка, в то время как фигура Венеры была вылеплена густыми слоями корпусных красок интенсивных цветов.

Венера перед зеркалом (1648 или 1649-1651 гг.), Диего Веласкес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: