Экзаменационный билет № 23
Расскажите о закономерностях цветовой перспективы в природе и живописи.
Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержится многие примеси- пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно отдаленных от нас. Предметы со светлой окраской (цветом) при удалении темнеют, а темные светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем.
Одним словом чем дальше предмет, тем сильнее гаснет его цвет, теряет силу и насыщенность.
2. Расскажите, что вы понимаете под термином «Пленэр». Раскройте сущность понятия "Пленэрная живопись".
Из толкового словаря Ожегова: ПЛЕНЭР - воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Передача в картине богатства цвета, характерного для самой природы: солнечные и лунные блики, светотень, свойства среды. Пленэр (фр. plein air вольный воздух) – работа (жи-вопись, рисунок) на открытом воздухе в противоположность работе в мастерской. Целью ри-сующего на пленэре является передача естественного освещения, воздушной среды, простран-ства (перспективы), воспроизведение реальных предметов, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе. Художники разных эпох и разных школ, изучая явления и состояния природы, искали изобразительные средства, колорит и выразительные приемы передачи полу-ченных впечатлений того, что они видели, а также того, что при этом ощущали. В своих рабо-тах они оставили многочисленные примеры трактовки восприятия окружающего мира. Это классически спокойные и уравновешенные ландшафты Клода Лоррена, воздушные туманные акварели английских пейзажистов, строгие архитектурные ансамбли Венеции итальянца Анто-нио Каналетто и трепетные пленэрные этюды Клода Моне, Камиля Писсарро.
Пленэрная живопись - живопись на открытом воздухе, связанная с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, на-блюдаемых на открытом воздухе. Пленэрная живопись сложилась в результате работы худож-ников на открытом воздухе, а не в мастерской, на основе непосредственного воспроизведения окружающей атмосферы.