Особенности формирования городов Византии

Волшебные замки Баварии. Замок Линдерхоф

Улицы сходятся к центругорода, в котором главное место занимает собор.Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощныекрепостные стены, что обусловлено историческими предпосылками жизни Византийской империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров.Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя,представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества. Сравнительно мало известна жилая застройка византийских городов. Можно утверждать, что в рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, выходящих на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразными были загородные монастыри, обычно представлявшие собой крепостные ансамбли. Основными их зданиями были жилые и хозяйственныепостройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, а в центре помещались храм и трапезная. 2. Константинополь Архитектура Константинополя (ныне Стамбул) в IV-VI вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс императорских дворцов с обширными помещениями и мозаичными полами) хранит связь с древнеримским зодчеством. Однако уже в V в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления города, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, гласисов. В культовой архитектуре Византии уже в IV в. возникают типы храмов, принципиально отличные от своих античных предшественников, - церковные базилики и центрические купольные здания, главным образом крещальни (баптистерии). Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита, около 463) они возводятся и в других частях Византийской империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая каменная базилика в с. Кальб-Лузех, конец V или середина VI вв., крестообразная в плане церковь монастырского комплекса Кальат-Семан, V в., - обе в Сирии; кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, сохранившая эллинистическую живописность интерьера, V в.). Простота наружного облика церквей контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров, связанного с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, как бы отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутреннее пространство храмов становится более динамичным, в его текучие ритмы вовлекаются отдельные античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.). В интерьерах храмов выражается ощущение бескрайности и сложности мироздания, неподвластного человеческой воле, вынесенное из потрясений, связанных с гибелью античного мира. Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в VI в. На границах страны возводятся многочисленные укрепления, в городах сооружаются дворцы и храмы, отмеченные имперским великолепием (центрические церкви в Эсре, Южная Сирия, 515, Сергия и Вакха в Константинополе, около 526-527, Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски идеального синтетического культового здания, гармонически объединяющего базилику с купольной конструкцией. В VI в. возводятся большие купольные крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, ныне Греция; св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм св. Софии в Константинополе (532-537, архитектор Анфимий из Тралл и Исидор из Милета; см. Софии храм). Его огромный купол возведён на четырех столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Как бы соразмеренный с величием Византийской империи, храм св. Софии воплощает представления о вечных и непостижимых "сверхчеловеческих" силах. В градостроительстве к VI в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова появился укреплённый Верхний город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулярному плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах. Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, - стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается античный пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений. Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную объёмно-пластическую форму (так называемая Голова философа из Эфеса, V в., Музей истории искусств, Вена). Со временем в искусстве Византии почти совсем исчезает круглая пластика. В рельефах (например, на так называемых консульских диптихах) отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией форм. Наиболее прочно античные традиции и мотивы сохраняются в произведениях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках IV-V вв. ещё сохраняется античное ощущение реальности и красочности мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец IV в.). Позднеантичные приёмы вплоть до X в. сохраняются в книжной миниатюре ("Свиток Иисуса НавинаЛ, Ватиканская библиотека, Рим). Но в V-VII вв. во всех видах живописи, включая первые иконы ("Сергий и ВакхЛ, VI в., Киевский музей западного и восточного искусства), нарастает духовно-умозрительное начало, которое подчиняет себе впоследствии все художественные средства. Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечёнными золотыми. Изображения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывается с помощью эмоциональной выразительности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гибких линий и обобщённых силуэтов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, VI в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики VII в. - в церквах Успения в Никее, ныне Изник, и св. Димитрия в Салониках). Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в VII - начале IX вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии. В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания) разрешались накопленные противоречия, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и орнаментальными росписями. В зодчестве совершался переход к типу крестово-купольного храма (его прототип - церковь "Вне стен" в Русафе, Восточная Сирия, 569-586). В середине IX-XII вв., в период расцвета искусства Византиии, этот тип храма (с куполом на барабане) утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монахов Липса и Мирелейон - обе X в., монастырь Пантократора, XII в., - все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, XI в., и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: