Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко. Фаянс


В XVI веке итальянские гончары передают свое мастерство во Францию, Голландию и Англию, где такие предметы начинают называться фаянсом, дельфтским и английским фаянсом. Европа XVII продолжает производство глазурованной керамики, но она отходит от ренессансных мотивов и приобретает новые черты.

В 1640 г. французские керамисты в Невере продолжают создавать выставочные тарелки в традиции istoriato, но предпочитают работы современных французских художников. Позднее французские декораторы обратятся к мелкомасштабным, повторяющимся узорам, навеянным печатными гравюрами. Эти симметричные, подобные кружеву, узоры, включающие сухие листья с ламбрекенами, стали типичными для французского декора XVII века.

Привозной сине-белый китайский фарфор также оказал влияние на глазурованную керамику XVII века: керамисты пытаются имитировать как материал, так и цвета, но видоизменяют форму и мотивы, приспосабливаясь к европейским вкусам. Огромные цветочные пирамиды становятся характерными для поздних голландских предметов Вильяма и Марии. В них сочетается любовь к сине-белому цвету с цветочными мотивами. Тюльпан становится излюбленным мотивом XVII века, его изображают на английском фаянсе и керамических изделиях; специфика английской керамики - королевские портреты.

Глиняная посуда, как неглазурованная красная, подражающая китайской глине Йиксинг, так и с глазурью, очень распространена в XVII веке. Особой разновидностью глазурованной посуды были предметы, сделанные в Вестервальде, в Германии, с печатным орнаментом, покрывающим всю поверхность, синий цвет достигается благодаря использованию кобальта и глазури.

Рис. 1. Шлемообразный фаянсовый сосуд, навеянный ранней металлической формой, расписан красным и синим цветами, стилизованными сухими листьями и лентами, заимствованными из печатных французских источников.

Рис. 2. Мотив английского фаянсового плоского блюда - тюльпан в вазе, 1661. Европейский стиль, но разделение украшения бортика на отдельные сегменты навеяно китайскими изделиями.

Рис. 3. Тюльпан становится модным украшением в декоративном искусстве, он - доминирующий мотив английского глиняного горшочка для горячего вина, или "любовной чаши", 1709.
Надпись: "Самое лучшее недостаточно хорошо для тебя".

Рис. 4. Английское блюдо из каолиновой глины, 1660-75, сделанное Томасом Тофтом, изображает Карла II, прячущегося на дубе от "круглоголовых".
Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко.
Фарфор


Искусственный фарфор создан в конце XVI века на мануфактуре Медичи, недалеко от Флоренции. Позднее, в начале XVIII века, благодаря экспериментам алхимика Иоганна Фридриха Бютгера (1682-1719) и его учителя Эренфрида Вальтера фон Тширнхауза (1651-1708) получена прекрасная красная керамика. Вещи украшались барочными мотивами по рисункам Жана Берена. Другие копировали современные серебряные и золотые изделия. Бенджамен Томе создавал небольшие бюсты и барельефы под влиянием изделий из слоновой кости и фигурок Комедии дель Арте.

В результате дальнейших экспериментов, в январе 1710г., на мейсенской фарфоровой мануфактуре создается фарфор из твердой пасты, то есть настоящий фарфор. Из фарфора производят чайную и кофейную посуду, делают небольшие гротескные фигурки по рисункам Жака Калло, создают подражания китайским образцам.

И.Г. Харольд (1695-1775) изобретает на основе металлических окислов яркие эмалевые краски в 1720г. Их используют для Изображения на посуде и вазах китайских сюжетов, экзотических цветов, созданных под влиянием востока, и сцен в гавани. С японских оригиналов копируют рисунки в стиле Какиемон. Многие из них создаются на цветном фоне.

В 1719г. в Вене Клаудиус Инносентиус дю Пакье создает конкурирующую мануфактуру. Изделия имеют форму металлических предметов Ближнего Востока, другие созданы в архитектурном стиле с расписным барочным декором.


1. Батальные сцены на вазе Дю Пакье, Вена, было типичным барочным декором на историческую тему в черном оформлении.
2. Мейсенская керамика в чайнице красной глины, Бютгер, 1710-15. Простота форм напоминает китайскую керамику и современные серебряные изделия.
3. Мейсенская фигурка Арлекина с пивной кружкой из Комедии дель Арте была вылеплена И.И. Кендлером в 1733г. Она свидетельствует о скульптурном образовании автора в стиле Барокко, поскольку обладает динамизмом и выразительностью.
4. Ваза Дю Пакье, 1725-30. Резной столбик с шариком и ручками в виде звериных морд напоминает стиль Барокко.
5. Мейсенский молочник, 1723, дипломатический подарок П.Гримани. На стенке – Герб на фоне симметричного барочного картуша.

6. Мейсенская пиала с блюдцем, 1725. Выполнено И.Г. Харольдом по рисункам, взятым из кодекса Шульца (европейского перевода китайских сцен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: