Франция XVI - первой половины XVIII в

Под влиянием итальянского барокко, ознаменовавшего начало целостной градостроительной композиции, в основе которой лежит осевая перспектива, работали такие мастера классицизма, как Андре Ленотр. Впервые Ленотр применил принцип «удлиненной оси» в композиции парка дворца Во-ле-Виконт: осью служит дорога, ведущая от дворца к каналу с каскадом и гротом, замыкающими композицию. В ансамбле Версальского дворца, построенном Ленотром совместно с архитектором Луи Лево, этот принцип был развит и достиг совершенства.

Андре Ленотр положил начало формированию большой оси Парижа. Отправной точкой для нее стал Лувр — новый центр города, строительство которого было начато еще в середине XVI в., когда на месте построек старого замка был сооружен первый корпус так называемого Нового Лувра. Затем к западу от него был построен новый Тюильрийский дворец. В последующие годы от Лувра к Тюильри возвели соединительные корпуса, визуально объединившие их в гигантский комплекс. Ленотр. пользуясь своим удачным опытом создания композиции Версальского ансамбля, разбил Тюильрийский парк (вторая половина XVII в.), зафиксировав в его планировке центральную ось на продолжении продольной оси Лувра, и протянул ее широким озелененным проспектом Елисейских полей вплоть до заставы Звезды. Его преемники завершили эту главную половину большой оси Парижа созданием площади Согласия и установкой Триумфальной арки на площади Звезды (рис 21 а-е|. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором всей планировки города.

Французское регулярное градостроительство оказало сильное влияние на творчество крупнейшего английского архитектора Кристофера Рена (1632-1723), создавшего проект перепланировки лондонского Сити, пострадавшего во время пожара 1666 г. К сожалению, он так и не был осуществлен.

В начале XVIII в. во Франции обостряется жилищная проблема, связанная с ростом численности населения. Появляются теоретические труды, посвященные проблемам жилой застройки. В Трактате полиции» Деля Мара излагались правила строительства и содержания жилых домов, рынков, дорог, мостов, фонтанов и пр. Теоретик градостроительного искусства Марк Антуан Ложье впервые охарактеризовал понятие внутриквартального пространств.,

которое должно быть поделено на

Рис. 21, а. Париж. Фрагмент плана центральной части.

I — Луаре«о-Тюмльрийскийансамбль; 2 — пл. Бастилии; 3 — пл. Согласия; 4 — пл. Звезды п.ч Де ~олле) с Триумфальной аркой посередине: 5 — арка на пл. Дефанс; 5-4 — пр-т

Великой Армии 4-3 - пр-т Елисейсхих полей; 1-3 — ул Риволи; 6 — Булонский лес; _ (..г ма-чаоб 3-3 — авеноОпера; 9-9 — Большие бульвары; 10 — пл. Республики;

II — Внешние бульвары; 12-12 — б-р Сен Жермен

Рис. 21, г. Вид на пл. Де Голля от ансамбля Дефанс

«•«с 21... Луврско-Тюильрийский ансамбль

участки для размещения вдали от городского шума усадеб с садами и парками, которые «дадут воздух и самим особнякам, и улицам». Как раз тогда стал особенно ощутимым контраст между роскошью площадей проспектов и дворцов нового центра Парижа и переуплотненностью, антисанитарным состоянием его старых центральных кварталов. В городе проложили железные дороги к промышленным предприятиям, все возрастало движение транспорта на узких улочках. В таких условиях планировочная реконструкция Парижа стала неизбежной. Разрешить проблему взялся полицейский префект барон Осман вместе с главным архитектором города А. Альфаном и группой специалистов-планировщи-ков. План Османа предусматривал пробивку и застройку новых широких магистралей, увязанных в одну систему с уже сложившейся осью восток—запад.

Реконструкция Османа послужила эталоном для многих европейских городов. Широкие прямые улицы с осевыми перспективами, сходящиеся к площадям, парадно оформляющим главные планировочные узлы города, стали нормой европейского градостроительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: