Докапиталистическая Россия

Древнерусские города по типу плана подразделялись на круглые, рассчитанные на круговую оборону (рис. 22, а); полукруглые, примыкавшие тыльной стороной к воде (река.

озеро, море) (рис. 22, б); сегментные, занимавшие перешеек между водными преградами (имели мощные укрепления с двух противоположных сторон) (рис. 22, в); секторные. занимавшие мыс между сливающимися реками, оврагами и т.п. (рис 22. г). В основном они имели трехчастную структуру, крепость, торг, посад. Со временем разрастаясь, приобретали кругообразную форму.

Серьезные перемены в градостроении произошли в первой половине XVIII в. Новая государственная политика Петра I и реформа армии и флота способствовали усилению роли стратегического фактора и зарождению нового, регулярного градостроительства. К тому времени уже возник тип города-крепости с системой оборонительных бастионов, в предместье которого размещались жилые кварталы с регулярной планировкой и домами, поставленными по «красной» линии (граница улицы). Наиболее ярко отражает развитие градостроительной мысли того времени история создания Петербурга Город был основан в связи с необходимостью создания нового торгового узла для связи Востока и Запада, с одной стороны, и системы морской и сухопутной обороны — с другой стороны. В связи с этим город был максимально приближен к побережью Финского залива и все здания и сооружения ориентированы на пространство Невы и ее протоков, что повлияло на характер планировочной структуры. Изначально вся застройка строго регламентирова-дась в отношении площади участка под здание, его этажности и даже материала стен (преимущественно камень) Был выполнен целый ряд проектов архитекторами-иностранцами Д. Трезини и ЖБ Леблоном. однако решить проблему объединения частей города в единое целое удалось, в том числе и по экономическим причинам Плакировочную структуру города определяла необходимость установления связей между городом-крепостью и крупными архитектурными комплексами, которые стали приобретать градообразующее значение. Первая такая связь — дорога от Адмиралтейства к А лександро-Невской лавре (будущий Невский проспект) стала фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие структуры города. Вслед за этим была проложена дорога (Вознесенский проспект), соединившая Петербург с его пригородами; появился второй луч будущего знаменитого трехту-чия. Город получил уникальную возможность свободного роста с учетом особенностей ландшафта.

Рис. 22. Типы древнерусских городов: а «рулые. рассчитанные на «рутовую оборону (Симбирск); б) полукруглые, примыкавшие гМ1ьиой стороной к воде (Новгород Великий); в) сегментные, занимавшие певешее. между водными преградами (Владимир-Залесский); г) секторные, занимавшие мыс между сливающимися реками, оврагами и т.п. (Ярославль, Москва). Разрастаясь, они по большей части приобретали кругообразную форму

Созданная в 1737 г. Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в состав которой входили талантливые зодчие П. Еропкин, М. Земцов, И. Коробов и Д. Трезини, решила вопрос о местонахождении центра города и утвердила трехлучие — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект (рис. 23). Новый шпиль башни Адмиралтейства, установленный незадолго до создания Комиссии (выполненный по проекту И. Коробова), был признан главным ориентиром основных магистралей. Комиссия создала проект развития города, преодолевавший раздробленность его планировочной структуры. В нем город рассматривался как архитектурно-пространственное целое, композиция которого составлена из отдельных районов, связанных прямыми улицами, ориентированными на высотные доминанты. Впоследствии проводилась детальная проработка планировочной концепции П. Еропкина. В этот период В. Растрелли создал свои шедевры — Зимний дворец, Смольный монастырь, дом Строгановых и др., не только украсившие город, но и в значительной степени определившие его лицо.

Во второй половине XVIII в. русское градостроительство переживало необычайный подъем. Подобных масштабов строительства новых, расширения и перепланировки существующих городов мировая история не знала ни до ни после. Этот градостроительный бум был вызван экономическим взлетом и изменениями в социальной структуре: усиление роли купеческого сословия, числа ремесленников и переход дворянства к новому образу жизни (дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы после 1762 г., развернуло бурное строительство усадеб по всей России). В 1775 г. была проведена административная реформа, в результате которой страна была расчленена на 50 губерний, а города. исключая столицы, подразделены на три типа: 50 губернских, 493 уездных и 186 заштатных Каждому городу были определены свои административные функции, соответствующие им необходимые размеры и масштабы градостроительных мероприятий. Одновременно с этим активно осваивались земли на юге России Все градостроительные проблемы в масштабе страны решала созданная в 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (ее полномочия были расширены после большого пожара в Твери). При проектировании поселений предполагалось обязательное применение новой регулярной планировки (рис. 24) при условии использования системы старых ориентиров города кремлей, соборов, колоколен, крупных монументальных зданий

Рис. 24. Ярославль, фрагмент генерального плана, наложенный на историческую планировку (1778)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: