Эндойос

Аттическая скульптура и скульпторы

Поздний архаический стиль до 480 г.

Этот период стал временем политических потрясений. Он ознаменовался страшной тиранией после 527 г., продлившейся до 510 г., когда Пейсистратиды были изгнаны из Афин, что положило начало образованию нового демократического правления. В 490 г. греки одержали победу над персами при Марафоне, а в 480 – персы ворвались в Афины и разграбили их. Памятников за период около 500 г. почти не сохранилось. Это обстоятельство трудно объяснить, хотя можно предположить, что не только военные потрясения, но вражда различных политических группировок нанесла урон изобразительному искусству. В это время выделяются два имени, о которых хотелось бы поговорить. Позже будут рассмотрены основные типы пластики.

Этот мастер считается легендарным учеником Дедала, работавшим в Афинах. Согласно Павсанию, им были выполнены сидящие статуи Афины для Афин и Эритры (в Ионии; из дерева) и для Тегеи (из слоновой кости). Плиний добавляет, что он исполнил также статую Артемиды для Эфеса (из дерева или кости). Считается, что сидящая Афина, обнаруженная на Акрополе и есть работа Эндойоса. Степень ее сохранности говорит о том, что она была пощажена персами, и ее, вероятно, мог видеть Павсаний. Контраст между этой фигурой и ионийскими сидящими статуями разителен. Здесь Афина представлена с напряженно согнутыми руками. Вся ее поза передает мгновенное движение, словно богиня готова встать. Мастеру принадлежат также рельефы: знаменитый рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах, и рельеф с изображением керамиста, держащего два сосуда, относящийся к одному из посвятительных даров Акрополя. У Пирейских ворот были также обнаружены пописанные базы Эндойса и его соавтора Филергоса от надгробных памятников, один из которых представлял собой сидящую раскрашенную фигуру погребения Нилонида, а другой – в виде фрагментов большого куроса – является статуей, которой некогда принадлежала знаменитая «голова Райе». Последняя скульптура была надгробным монументом самосца Леанакса. Изысканная трактовка подстриженных и тщательно уложенных волос Райе напоминает прическу керамиста с рельефа Акрополя. Есть стилистические совпадения и с игроком в мяч.

Стилистика мастера, представленная описанными произведениями, прочитывается также в архитектурной скульптуре. В частности, северный и восточный фризы сокровищницы Сифнийцев могли быть исполнены с его участием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: