Скульптура и скульпторы восточной Греции. Антенор известен как автор группы тираноборцев Гармодия и Аристогитона, низвергнувших тирана Гиппарха в 514 году

Антенор

Антенор известен как автор группы тираноборцев Гармодия и Аристогитона, низвергнувших тирана Гиппарха в 514 году. Группа была создана вскоре после изгнания семьи тирана в 510 г. Затем увезена Ксерксом в Персию. Изображение тираноборцев было возобновлено Критием и Несиотом, а работа Антенора могла быть возвращена в Грецию лишь в эпоху походов Александра Македонского. Считается, что голова из Лондонского музея, так называемая «голова Вэба», является римской копией с оригинала Антенора, представляющего Гармодия. Важно отметить, что тираноборцы Антенора – первый гражданский памятник, отражающий недавние события и изображающий конкретных исторических деятелей, не являясь, конечно, при этом портретом.

Подпись Антенора присутствует на базе из Афинского Акрополя, на которой в свое время находилась статуя коры, превосходящая натуральную величину. Это изваяние отличается монументальностью. Ионические одежды коры характеризует мужественная элегантность, отличающая эту статую от других подобных изображений этого времени. Похожая трактовка тела и драпировок присутствует в женских фигурах храма Аполлона в Дельфах.

Знакомство с некоторыми анонимными авторами дополнит нашу картину аттического искусства.

* * *

Фигура так называемого «Критского мальчика» дает представление о первых нарушениях симметрии в стоящей фигуре, когда левая нога оказывается опорной и корпус теряет статичное положение. Голова статуи, судя по тому, что шея стесана, вероятно, была увезена персами.

Интересна голова Белокурого мальчика и другие фрагменты этой статуи, которые обнаруживают близость раннеклассической пластике Олимпии. Есть основание предполагать, что художник учился на Пелопоннесе. Этому же мастеру, вероятно, принадлежит кора, заказанная Эвдиком. Кора, имеющая на опорной колонне имя ее посвятителя, отличается женственностью: округлые узкие плечи, стройные ноги, богатая раскраска волос и одежды. Орнаментика ее облачения должно была изображать вышивку, в которой изображались гонки на колесницах.

Восточная Греция, угнетенная персами, представляется не слишком благоприятным регионом для развития искусств. Тип одетой мужской фигуры продолжает существовать в местной пластике (статуя, посвященная Дионисермом, хранящаяся в Париже).

Особенно замечателен воин с о. Самос с прекрасно исполненным вооружением и мягко струящимися локонами волос. Эта работа в полноте показывает ионическое отношение к форме, отличающейся элегантностью в противовес более энергичной, но формализованной манере Центральной Греции.

Работы восточных мастеров сохранились на Афинском Акрополе. В частности, была обнаружена колонна с подписью Архерма Хиосского, которая несла две фигуры – кору (дар Ифидики) и Нику. Как уже упоминалось, на четверть века ранее этот же мастер исполнил фигуру крылатой Ники для о. Делос. На Акрополе работали сыновья художника Бовпал (Boupalos) и Атенис (Athenis), деятельность которых, согласно Плинию, совпадает с ранними 30-ми годами VI века. Не исключено, что фигуры с подписью хиосского мастера принадлежат не самому Архерму, а его сыновьям. Братья работали на Делосе, лесбосе, в Смирне. Известны их статуи трех золотых граций и богини Тюхэ с рогом изобилия. Плиний приписывает им также статую Артемиды, лицо которой казалось грустным в фас и веселым в профиль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: