Замки и дворцы

Гражданское строительство.

Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели, наряду с городскими укреплениями, большие королевские замки, строительство которых в начале 13в. интенсивно велось Филиппом II Августом.

Крупнейшим сеньориальным замком, построенным при Людовике IX, был замок Нажак в Руэрге (1253 г.), расположенный на вершине холма (Рис. 285). Он был перестроен из романского замка, донжон и наружное кольцо стен которого вошли в новую постройку. Цилиндрические башни замка почти не возвышались над стенами (Нстен = 26м, включая зубцы). Лишь квадратный в плане донжон, с примыкающей к нему мощной цилиндрической башней (высота 38 м), возвышался над крепостью.

Донжон и стены были оборудованы сложной системой боевых коридоров и крупных внутренних лестниц, перекрытых сводами.

Постепенно французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укреплённой резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок.

Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках 14в. Лувр, построенных Филиппом Августом в начале 13в. и достроенный в 14в. (не сохранился), представлял собой донжон, окружённый рвом и защищённый стеной. (Рис. 286).

Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном посередине.

При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец. Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.

Замок Пьерфон (1390 – 1420гг.) близ Компьена представляет собой комфортабельную резиденцию. В трактовке угловых башен замка уже намечается стремление к изяществу (Рис. 287).

Прекрасный образец укреплённой резиденции переходного типа от замкового к дворцовому строительству представляет собой комплекс папского дворца в Авиньоне, защищённый стенами и высокими башнями. (Рис. 288). Он объединяет в себе элементы крепости (мощный, четырёхугольный в плане донжон с зубцами) и дворца (большие залы для конклава, трибунала и т.д.), а также капеллы, украшенные живописью, которая поражает гармоничностью красок, светским характером и свободой выражения (сцены охоты, купанья, рыбалки).

В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской знати, обычно двухэтажных, с большим залом на втором этаже. Но они часто перестаивались и потеряли свой первоначальный облик.

Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики – Дворец правосудия в Руане (Рис. 289).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: