Жилые дома

Ратуши.

Во французских городах, вольности которых рано были утрачены в связи с интенсивной централизацией страны, не очень богатых из-за постоянных поборов королевской власти, ратуши не играли ведущей роли в политической жизни. К тому же соборы, до конца 15в. служившие местом собрания горожан, восполняли потребности в большом городском общественном здании.

Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, а архитектура их сравнительно скромна. Многие из них были разрушены в разгаре борьбы городов за свою независимость. Сохранившиеся ратуши большей частью относятся к 15 – 16вв.

Ранние муниципальные здания мало отличались от частных домов. Они строились над аркадами рыночной площади (в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом. Набатная башня, служившая признаком городской независимости, по существу была первой ратушей. Это могла быть башня укреплённой церкви или надвратная башня городских ворот.

Позднее городская башня стала частью ратуши. Главным помещением ратуши был большой зал, который отделывался с большой роскошью и всегда располагался на 2-м этаже. Нижние этажи были заняты торговыми помещениями и складами.

Ратуша обычно выходила главным фасадом на улицу или на площадь и имела два этажа (Рис. 290). Иногда она строилась вокруг внутреннего двора.

Характерной чертой ратуши (особенно на севере) был балкон, с которого населению объявлялись новые распоряжения, городские правила и т.д. Такой балкон имеется в ратуши Арраса (Рис. 291).

Жилые дома, как городские, так и сельские, в зависимости от наличия местных строительных материалов и существующих строительных традиций, строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также имели фахверковые конструкции.

Городские дома строились в 2, 3 реже 4 этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, а верхние этажи строились из дерева или были фахверковыми.

Иногда верхние этажи дома делались выступающими над нижним этажом. Такие нависающие этажи, опиравшиеся на консольные балки, иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.

Сохранившиеся фахверковые дома относятся ко времени не ранее 15в. (Рис. 292).

Самые старые из них очень просты; лишь со 2-й половины 15в. на них стал появляться декор – вначале готический, затем ренессансный. Если в 15в. заполнение фахверка ещё оставалось открытым, то к концу века оно скрывается за деревянными панно.

Первый этаж обычно был занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними располагались кухня и боковой проход во двор. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем этаже – жилые комнаты.

В зависимости от применённого материала, назначения, размеров участка и местных традиций можно различить ряд архитектурных типов городского дома. В более ранних постройках дома были обращены к улице продольной стороной. Позднее все больше распространяется ориентация дома на улицу торцевой стороной. Фасад дома завершался щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия частых фронтонов усиливает впечатление скученности застройки, характерной для улиц средневекового города.

Тип дома, распространённый в Бургундии, Нивернэ и Шампани, характерен для 12в. и заключает в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу (Рис. 293 - 1).

Первый этаж – каменный, второй, нависающий – фахверковый. Дом имеет обширный, перекрытый сводами подвал. Архитектурные элементы фасада ещё романские по формам, но более свободны по трактовке.

Смежные дома с общими для двух владений стенами были распространены во многих французских городах. Иногда такие сдвоенные дома имели общую крышу, как, например, дом в Монреале (начало 13в.) (Рис. 293 – 2).

Уже вполне зрелый тип готического жилого дома представляет собой дом в Амьене, построенный в 1230 – 1240гг. из камня. Его парные окна, заполняющие всю ширину двух верхних этажей, сохранились от 13в. (Рис.293 - 3).

Особый тип представляют дома, лестничная клетка которых образует на фасаде выступающий цилиндрический объём, как бы эркер – приём, применявшийся и в дворцовом строительстве (Рис. 293 – 4).

Примерами домов готического стиля являются «Дом музыканта» в Реймсе (1240 – 1250гг.) (Рис. 294), дом «Сокольничьего» в Корде (конец 13в.) (Рис. 295 –1)), Дом Вольюзан в Провене (2-я половина 14в.) (Рис. 295 – 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: