double arrow

Творчество человека

Немецкий биолог-естествоиспытатель и популя-
ризатор биологических знаний Эрнст Геккель
(1834—1919) выпустил альбом «Красота форм в
природе». Он писал, что природа творит неисчер-
паемое количество удивительных созданий, кото-
рые по красоте и разнообразию далеко превосходят
все созданные искусством человека формы. Как бы
вторя Геккелю, французский живописец и график
Эжен Делакруа (1798—1863) замечает, что только
человек создает вещи, лишенные единства. Приро-
да обладает тайной придавать единство даже час-
тям, отделенным от целого. Отделенная от дерева
ветвь — это законченное дерево в миниатюре. Дре-
весный лист тоже законченная в себе форма, по-
вторяющая форму дерева.

Человек занят двумя видами творчества. Он
творит человека и все, что нужно для жизни чело-
века. В первом случае он творит не по собствен-
ному замыслу, не по им самим составленному пла-
ну или программе и тут Делакруа упрекнуть
человека не может. Программа творчества первого
рода предначертана ему самой природой, она отра-
батывалась ею миллионы лет.

Иное дело творчество второго вида. Здесь пре-
жде чем что-то создать, человек обдумывает, со-
ставляет план своих действий и предполагает
продукт своего труда. На самых ранних ступенях
развития у человека присутствовала догадка, под-
ражание. Совершенствуясь, он достигает такого
уровня развития, когда может создать не только
орудия охоты, труда, глиняную посуду, ложку, но
может и построить дом, храм, изваять скульптуру,
написать картину, украсить сложнейшим орнамен-
том предметы быта, выткать ковер, гобелен и т. д.



Рис. 34.

Пропорции руки (а) и ложки (б)

Творит ли человек свободно, произвольно, незави-
симо от природы или творческие законы природы,
законы формообразования простираются и на тво-
рения рук человеческих? Великий закон симметрии
в природе и рядом с ним идущий рука об руку
закон золотого сечения — обязательно ли их прояв-
ление в творениях человека? А ритм — движущая
сила жизни, великий волшебник?

Если предположить, что египетский художник
разрабатывал эскиз плиты Нармера, как это де-
лают современные художники, то прообразом фор-


мы плиты и ее пропорций могла послужить ему
собственная кисть руки. Очертив кисть руки общим
контуром, получаем форму, подобную форме пли-
ты Нармера. Она, как было показано ранее, впи-
сывается в прямоугольник золотого сечения. Дли-
на и ширина кисти руки относятся друг к другу
как величины золотой пропорции 100 и 62. Рису-
нок кисти руки вписывается в золотой прямоуголь-
ник и содержит в себе все пропорции нисходящего
ряда золотого сечения: 100, 62, 38, 24, 14, 10
(рис. 34, а). Эти все величины есть в плите Нар-
мера. Сама природа сотворила и дала человеку
эталон пропорций.

Еще пример. Естественно предположить, что
когда-то у человека не было ложки. Чтобы напить-
ся воды из ручья, он складывал ладонь в виде
черпачка и пил. Форма кисти руки в таком виде и
вся рука до локтя могла послужить человеку про-
образом ложки. Интересно то, что пропорции кисти
с предплечьем и пропорции ложки совпадают —
они составляют соотношение золотого сечения
(рис. 34, б).

Измерение инструментов, которыми человек
пользуется почти ежедневно, показало, что в них
он продолжает формообразование по закону золо-
той пропорции (рис. 35), проявленное природой в
строении руки и кисти.

История искусств помогает нам обнаружить ин-
тересные явления. Греческий храм Парфенон,
готические соборы средневековья, церковь Покро-
ва на Нерли в России, восточная пагода, Эйфелева
башня в Париже, колокольня Ивана Великого в
Московском Кремле обладают общим признаком:
симметрия по вертикали и горизонтальные члене-
ния по золотому сечению или симметрии подобия.
Вместе с тем сооружения каждого народа обла-
дают неповторимым обликом, выражая идеи своих
творцов.

Единицей длины ранее всегда была какая-
нибудь часть человеческого тела: стопа, локоть,
палец. И эта единица меры обязательно выводила
на золотое сечение. Золотая пропорция присутству-
ет в русских мерах длины (прямая сажень и ве-
ликая косая сажень). Ее мы встречаем и в дере-
вянных строениях русского Севера, в иконах и
росписях храмов, произведениях декоративно-
прикладного искусства.

Природа творит по выработанному в процессе
эволюции образцу для данного вида: цветок тво-
рит цветок, дерево — дерево, человек — человека.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: