Характеристика древнегреческой скульптуры геометрического стиля (VIII-VII вв. до н.э.)

Геометрический стиль в скульптуре можно представить как искусство, создавшее модель мира, где все строго упорядочено и построено на арифметическом основании, противостоящем изначальному первоприродному хаосу.

Арифметически правильная скульптурная фигура противополагалась бесконечному многообразию и хаотичности окружающей человека природы. Этот правильный искусственный мир наделялся могучими магическими силами, он ограждал человека от злых сил, он был призван решить главную проблему человечества - проблему выживания.

Воспроизведенный геометрическими средствами антропоморфный образ не есть модель какого-либо отдельного человека, а преимущественно образ-тип, своего рода общее понятие о человеке, герое, боге.

Скульптуры геометрического стиля отличают четкие контуры, ясный ритм, сильно выраженные декоративные тенденции. Для скульптуры характерны: статичность, фронтальность, малая расчлененность форм, т.е. сохранение блоковости. Отсюда происходит и композиционная замкнутость геометрической скульптуры. Конечно же обязателен намек на подобие формам внешнего мира (человеческая грудь в виде треугольника, непропорционально маленькие головы по сравнению с вытянутыми телами) в качестве элемента заразительности для зрителей.

Скульптура геометрического стиля изготовлялась из камня, бронзы, дерева, керамики.

Мужские фигуры, как правило, представлялись обнаженными. В мужских статуях подчеркивалась мускулатура шеи, плеч, живота, бедер.

Женские фигуры, как правило, плотно драпированы. Одежда статуй носит характер панциря, через который формы тела не просматриваются.

Скульптуры геометрического стиля, представляющие модели мужских и женских фигур, имеют четко выделенные четыре точки их рассматривания: спереди, сзади, справа, слева. К этим точкам следует добавить вид сверху и опорную точку, ориентирующую скульптуру по направлению вниз.

Статуэтки геометрического стиля носили культовый характер, они посвящались богам, ставились в храмах, предназначались для могил.

В качестве произведения-репрезентантов геометрического стиля следует выделить: «Герой и кентавр» (бронза, высота 0,11 м., VIII в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Конь» (бронза, сер.VIII в. до н.э.), «Аполлон из Фив» (бронза, высота 0,20 м, VII в. до н.э., Бостон, Музей изящных искусств), «Статуя женщины из Оксерра» (камень, расцветка, ок. 640 г. до н.э.), «Артемида Делосская» (VII в. до н.э.).

Дальнейшее движение скульптуры связано с натурализацией, статуи все больше будут походить на реальное мужское и женское тело. Это связано не столько с ростом мастерства, а скорее с усложнением представлений об окружающем мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: