Жанры скульптуры

Подобно другим видам изобразительного искусства скульптура в зависимости от своего предназначения и предмета изображения диф­ференцируется по жанрам. Деление это достаточно условно. Так, го­родской монумент может представлять собой отдельно стоящую фигу­ру портретного или аллегорического характера, конный памятник, скульптурную группу. В монументе или надгробии часто сочетаются круглая портретная скульптура, поясняющий ее значение историче­ский рельеф, декоративная геральдическая композиция, аллегориче­ские фигуры. Памятники городские и надгробные в большинстве сво­ем являются полиструктурными жанрами.

В монументально-декоративной сфере жанровые возможности не менее широки. Но, пожалуй, только станковая скульптура способна во всей полноте отобразить основные родовые образные элементы, хотя некоторые из них могут быть воплощены лишь посредством ал­легории или ассоциативных связей.

В христианской религии первые упоминания о скульптуре мы встречаем в Библии. Уже там четко разграничиваются понятия «свя­щенное изображение» и «идол». Священными изображениями анге­лов был украшен Ковчег Завета, функцию защиты нес созданный Моисеем змий, как прообраз распятия Иисуса Христа. «Идола» — Златого тельца изваяли себе иудеи взамен истинного Бога.

При всей относительности границ, в монументальной, монумен­тально-декоративной и станковой скульптуре по аналогии с живопи­сью, обладающей более четко разработанной системой жанровой дифференциации, на различных этапах стилистической эволюции, могут быть выявлены следующие жанры:

- исторический (включающий мифологические и библейские темы),

- батальный,

- аллегорический,

- бытовой,

- портретный (с его многочисленными типологическими ва­риантами),

- анималистический.

Кроме того, в произведениях скульпту­ры порой присутствуют элементы пейзажа и натюрморта.

Одним из наиболее распространенных жанров скульптуры явля­ется портрет. Истоки его формирования связаны с заупокойным куль­том, но на протяжении более чем тысячелетнего развития он обрел полифункциональность, воплощаясь в многочисленных типологиче­ских вариантах.

Классификация скульптурного портрета весьма сложна. Это не только голова, бюст, погрудное изображение или фигура. Портрет может быть натурным, героизированным, обобщенным, историче­ским, антикизированным, мифологическим и т. д.

Портрет может существо­вать в форме круглой скульптуры или в рельефе, обусловливающем преобладание его мемориальной функции. Помимо выполнения само­стоятельной роли, скульптурный портрет часто присутствует в надгробии, историческом рельефе, городском монументе, а иногда изме­няет функциональные акценты.

Исторический жанр наиболее полно выражается в формах рельефа. Этот способ воспроизведения позволяет изобра­жать многофигурные сцены, передавать элементы природной и город­ской среды или интерьера, в которых представлены герои. Особенно широки в этом отношении возможности живописного, или перспек­тивного рельефа.

Мифологические и исторические сюжеты могут воплощаться и в круглой скульптуре. Примеры тому известны со времен античности. Знаменитая группа «Лаокоон», изображающая гибель троянского жреца и его сыновей, воспетая Лессингом, обрела значение символа.

Батальный жанр, с присущей ему динамикой, на первый взгляд, кажется, должен бы быть чуждым скульптуре, но примеры его мы встречаем еще за 2500 лет до н, э. Это стела, прославляющая лагашского царя Эанатума, победившего вавилонян. Батальный жанр на­шел отражение и в памятниках античности, среди которых в первую очередь должен быть назван Пергамский алтарь, посвященный битве Богов и Титанов.

Особую актуальность обретает этот жанр в петровскую эпоху, од­ним из наиболее значительных памятников которой стала модель три­умфального столпа, украшенного, подобно колонне Траяна (II в. н. э.), циклом рельефов, где баталия занимает главенствующее место.

Аллегория — один из древнейших жанров скульптуры. Посредст­вом аллегории осуществлялась персонификация понятий, при этом весьма значительная роль в аллегорических изображениях принадле­жала атрибутам, благодаря которым она в первую очередь узнавалась. Аллегорические изображения представлены практически во всех раз­новидностях скульптуры. Они включаются в композиции монументов, а иногда и составляют их основу; широко используются в мемориаль­ных ансамблях, надгробиях, в системе декора фасадов и интерьеров дворцовых и культовых сооружений различных эпох.

Бытовой жанр может существовать только в станковых формах скульптуры, ибо чужд монументальному искусству с присущим ему пафосом гражданственности. Этот жанр требует развитой повествовательности изображения, а потому для своего воплощения вынужда­ет авторов обращаться к использованию многочисленных деталей и атрибутов или к введению в композицию нескольких фигур.

Первые примеры бытового жанра в скульптуре мы находим в ис­кусстве Древнего Египта. Это фигурки слуг, предназначенные соглас­но ритуалу погребения для гробниц фараонов.

Уникальное в своем роде явление представляют рельефы триум­фальной колонны императора Траяна, упоминавшейся в связи с раз­витием батального жанра.

Анималистический жанр, связанный в своих истоках с древнейши­ми религиозными культами Египта, Ассирии, Вавилона, Индии, Ки­тая, в Новое время получил в скульптуре достаточно ограниченное распространение. Это, главным образом, скульптура малых форм или органически включающиеся в природную среду произведения декора­тивного плана. Блестящим мастером анималистического жанра был Клодт, прославившийся своими изображениями коней. На пье­дестале его памятника И.А. Крылову, столь любимого детьми, вос­произведены звери всех пород с почти натуралистической точностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: