Смешение красок. Основные характеристики и свойства цветов

А. АРЗАМАСЦЕВ


Краски, применяемые в живописи, по цвету разделяют на спектральные и простые. Простые краски (к ним относятся желтая — стронциановая — лимонно - желтого оттенка, красная — краплак — розов - красного оттенка и синяя—лазурь— голубого оттенка) невозможно составить при помощи других красок. Но из их смеси можно получить все остальные — спектральные.
В живописи существуют три вида смешения красок. Новые цвета и оттенки можно получать механически — смешивая краски на палитре; оптически — нанося тонкий слой просвечивающей краски поверх ранее нанесенной высохшей; разновидность оптического смешения — пространственное.
Механическое смешение кроющих масляных красок всегда производят на обычной палитре. Прозрачные краски, например акварельные, смешивают на белой эмалированной палитре, на фаянсовой тарелке, на белой пластмассовой палитре, на стекле с подклеенной белой бумагой или просто на белой бумаге.
Чтобы получить требуемый цвет или оттенок при оптическом смешении, применяют краски, обладающие просвечиваемостью,— так называемые лессировочные. В палитре масляных красок к таким относятся: белила цинковые и свинцовые, охры, сиена натуральная (полулессирующая краска), марс коричневый темный прозрачный, кобальт синий, марганцевая голубая (полулессирующая краска), изумрудная зеленая и некоторые другие.
В палитре же акварельных красок подавляющее большинство относится к лессирующим. То есть при нанесении на бумагу или на ранее нанесенную краску они способны просвечивать, разбеливаясь на бумаге или изменяя тон нижележащего цвета.
В масляной и любой другой живописи в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии, можно увидеть новый цвет.
Наиболее типичным видом такого пространственного смешения красок является пуантельная живопись, где точечки или мелкие мазки создают цветовой эффект. На этом принципе построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла — смальты.
Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности. К любому оптически смешиваемому цвету можно подобрать другой, так называемый дополнительный цвет, который при оптическом смешении с первым (в определенной пропорции) дает цвет серый или белый. Взаимно дополнительные цвета в спектре — это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.
Располагать краски на палитре следует в строгом порядке. Можно в середине класть белила, а от них располагать по одну сторону теплые цвета, а по другую холодные. При этом одна группа должна состоять из зелено - синих красок, а другая из оранжево-красных, коричневых и сине-фиолетовых.
Беря краски для смешения, следует иметь в виду не только их цвет и насыщенность, но и фактуру мазка. Не следует смешивать более трех красок во избежание замутнения смеси, а также следует учитывать процессы, связанные с химическими взаимодействиями пигментов, вызывающими в некоторых случаях потемнение, выцветание или растрескивание красочного слоя.
В палитре выпускаемых красок для масляной живописи следует обратить внимание на те краски, которые уже являются смесью. К ним относятся: неаполитанская желтая, состоящая из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной; умбра натуральная изготавливается заводом красок в виде смеси волконскоита, марса коричневого и феодосийской коричневой.
Специфической особенностью отличается охра светлая, склонная при контакте со сталью зеленеть. В масляной живописи это происходит при работе мастихином.
В наборах акварельных красок есть также краски, обладающие специфическими особенностями. Они склонны при большом разведении водой к агломерации, когда частицы пигмента связываются (слипаются) между собой, образуя хлопья, и краски теряют способность равномерно наноситься на бумагу. К таким краскам относятся: кадмий красный, ультрамарин и в меньшей степени кобальт синий.
Для уменьшения агломерации рекомендуется для разведения красок применять дистиллированную или дождевую (профильтрованную) воду.
При оптическом — лессировочном нанесении красок последующие слои следует наносить лишь после полного высыхания ранее положенных. Лессировки должны быть очень тонкими, особенно при работе акварелью. Иначе при большой толщине красочного слоя пропадет прозрачность, так как исчезнет просвечиваемость бумаги.
При работе гуашью следует помнить о склонности этой краски к высветлению при высыхании. Она выпускается двух видов — плакатная и художественная. Гуашь плакатная обладает более вязкой пастой и иногда требует разведения водой. Перед нанесением на материал в нее необходимо добавлять 2—3-процентный раствор столярного клея.
При работе гуашью не следует, брать краску из банки кистью. Смоченная кисть каждый раз будет брать краску различной густоты, и при высыхании на бумаге могут появиться полосы или пятна. Поэтому гуашь перед работой следует разводить в отдельных чашечках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: