Типы современных заголовков и приёмы их использования

В контексте намерений говорящего


Специалисты считают, что в прессе 90-х гг. заголовок получает относительную автономность по отношению к соответствующему тексту, связь их становится скорее формальной, в противовес семантической, проявившейся в полной мере в публицистике 50-70-х гг. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в 80-90-е гг. появились заголовки нового типа, отражающие новый облик автора и новый тип взаимоотношений с читателем. Разрушение семантической связи заголовка и текста статьи связано с диалогизацией как самого заголовка, так и текста в целом. В 90-х годах возникают новые заголовки, принципиально отличающиеся от создававшихся в предшествующую эпоху.

Основополагающими теперь становятся не структурные категории, а намерения говорящего и фактор адресата. Для создания типологии заголовков публикаций 90-х гг. надо рассматривать соотношение «заголовок» <=> «текст» в контексте намерений говорящего: заголовок-опровержение, заголовок-полемика, заголовок-ирония.

В заголовках-опровержениях происходит ненамеренное или специальное искажение содержание статьи за счет слабой авторской мотивации или полного её отсутствия. В таких случаях нельзя говорить о полном соответствии заголовка и текста, как это было раньше, тем более, что вовлеченные в культурный диалог между автором и читателем, подобные заголовки несут потенциальную угрозу успешности коммуникации, поскольку авторский замысел (мотивация) не проясняется и по прочтении текста самой статьи.

Заголовок-полемика характеризуется другой модальностью по отношению к соответствующему тексту. Позиция автора статьи, например, может противоречить необходимости беспристрастного изложения событий, заданной заголовком.

Условность наименования «заголовок-ирония» связана с тем, что в данную группу заголовков можно отнести все те, которые направлены на создание комического эффекта в самом широком понимании.
^


Журналисты в своем творчестве используют большое разнообразие типов заголовков и множество приемов. Рассмотрим наиболее популярные из них.


1. Кратко — о кратком. Заголовок-хроника

Такой заголовок — не что иное, как кратчайшая форма суммирующего вида. Головная строка, сообщает о самом главном. Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста и заголовка никак допускать не следует. В целом, конечно, «дубль» нежелателен, но эта давняя рекомендация корректируется особыми соображениями. Новость должна быстрей дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения «поверх текста».

2. Заголовок — «бегущая строка»

В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Время от времени такие заголовки становятся модными, но поветрие быстро проходит, поскольку есть опасность соседства одинаковых форм, их повторяемости в разных газетах. Выделяемое, примелькавшись, перестает выделяться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: