Максим Максимыч

Сюжет

Конфликт

· основной конфликт эпохи;

· стороны конфликта в произведении;

· позиции сторон;

· суть конфликта;

· итоги конфликта.

Естественно, что эта схема, как, впрочем, и всякая другая, не является универсальной, она охватывает социальный, общественный конфликт, но не конфликт внутренний, психологический, тем не менее подобный план-схема окажет Вам определенную помощь при написании ряда сочинений.При этом следует постоянно помнить, что конфликт реализуется в сюжете, композиции, системе образов произведения.

· своеобразие сюжета;

· композиция сюжета;

· функции сюжета: осмысление картины мира, воссоздание конфликта, раскрытие характера героя;

· роль внесюжетных элементов (лирических отступлений) в композиции произведения.

Поясним данную схему. Пишущий сочинение чаще всего пересказывает сюжет, а не исследует, анализирует его.

Обратимся к конкретной теме «Мотив путешествия, странствия в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ошибка абитуриента заключается в том, что, выделяя ключевые слова «путешествие» и «странствие», он далее и пишет о странствиях Печорина – от скуки, «по казенной надобности» и о путешествии Чичикова – ради скупки «мёртвых душ», обогащения.

Выше уже говорилось, что неверное раскрытие темы зачастую кроется в неправильном определении ключевого слова. Здесь ключевым словом будет слово «мотив», и, следовательно, надо писать о том, для чего, с какой целью отправляют авторы вышеназванных произведений в путешествие и странствие своих героев, какое место мотив путешествия, скитания занимает в композиции произведения. Иначе говоря, надо писать не о самом путешествии, а о сюжете путешествия, его своеобразии; не о том, с какой целью путешествует герой, а о том, с какой целью отправляет его – героя – путешествовать автор.

В «Герое нашего времени» этот сюжет помогает М.Ю.Лермонтову раскрыть характер главного героя, показать, по словам писателя, «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа».

В «Мертвых душах» этот же сюжет – путешествие главного героя – позволяет Н.В.Гоголю, по его словам, «показать хотя с одного боку всю Русь… и вывести множество разнообразных характеров».

Тема обдумана, определим идею.

В романе «Герой нашего времени» три путешественника: первый – герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, «который до половины был набит путевыми записками о Грузии», второй – Максим Максимыч, едущий в Ставрополь «с казенными вещами», третий – Григорий Александрович Печорин, отправляющийся в Персию, а до этого путешествующий по Кавказу. Через путешествие этих трёх героев автор решает одну главную задачу – показать сложный противоречивый характер Печорина, «историю души человеческой».

Каждый путешественник выполняет свою функцию.

Так, герой-рассказчик

· показывает нам место, где будут происходить события, связанные с Печориным;

· встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю Печорина и Бэлы;

· знакомится с самим Печориным во Владикавказе и дает психологический портрет главного героя;

· становится обладателем «Журнала Печорина», который публикует после смерти его автора.

· рассказывает встретившемуся офицеру историю жизни Печорина в крепости и любви к Бэле;

· знакомит героя-рассказчика с Печориным и передает рассказчику его бумаги – около десятка тетрадей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: