· путешествует по Кавказу не по своей воле, а «с подорожной по казенной надобности»;
· сталкивается с людьми, активно вмешивается в их жизнь, проявляя при этом различные стороны своего недюжинного характера;
· пишет дневник странствий своей души.
Именно странствия Печорина играют особую роль в композиции романа. Следовательно, работу над темой следует начать с вопроса об особенностях композиции романа. В чём она заключается? В нарушении хронологической последовательности событий. Построим такую схему.
Композиция романа | Хронологическая последовательность |
«Бэла» | «Тамань» |
«Максим Максимыч» | «Княжна Мери» |
«Предисловие к журналу Печорина» | «Бэла» (начало) |
«Тамань» | «Фаталист» |
«Княжна Мери» | «Бэла» (окончание) |
«Фаталист» | «Максим Максимыч» |
«Предисловие к журналу Печорина» |
И если композиция романа служит для раскрытия характера героя, то хронологическая последовательность событий многое объясняет в его характере и его поведении1.
Обратимся к первой части нашей схемы.
В «Бэле» мы получаем первое, достаточно поверхностное представление о герое, ибо душа Печорина остается закрытой для Максима Максимыча. Поэтому перед нами пока не «история души», а лишь её предыстория.
В «Максиме Максимыче» Печорин явлен воочию и становится объектом наблюдения спутника штабс-капитана – героя-рассказчика, который и даёт точную психологическую характеристику герою «Бэлы» (не потому ли так быстро уезжает Печорин, что чувствует на себе пристальный, изучающий взгляд незнакомца?).
В «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» (дневнике самого Печорина) мы получаем полное представление о внутреннем мире героя, который занимается беспощадным и безжалостным препарированием своей собственной души.
Вторая часть нашей схемы позволяет объяснить и понять некоторые поступки Печорина.
Чаще всего вызывает осуждение поведение Печорина в истории с Бэлой («Бэла»). Стоит, однако, вспомнить, что встрече с Бэлой предшествовали объяснение с Мери и потеря Веры, что Бэла первой призналось в любви Печорину и, привезенная в крепость Азаматом, отказалась вернуться домой, что пребывание Бэлы в крепости стало возможным с молчаливого одобрения её коменданта - Максима Максимыча, что именно пари, предложенное штабс-капитаном Печорину, ускорило развитие событий (поведение Максима Максимыча в этой сцене вообще нельзя назвать безукоризненным: он, стоя за дверью, подслушивает и подглядывает, то есть следит за условиями выполнения пари).
Мы готовы также осуждать Печорина за холодность и равнодушие по отношению к бедному Максиму Максимычу («Максим Максимыч»). Однако следует вспомнить, что последний раз герои виделись пять лет тому назад, что с крепостью у Печорина связаны не самые лучшие воспоминания (крепость – место ссылки, тюрьма, Максим Максимыч, каким бы хорошим он ни был, - тюремщик), что Печорина и Максима Максимыча мало что связывает (они люди абсолютно разные), что за прошедшие пять лет в жизни Печорина произошло немало других событий, в жизни Максима Максимыча – ничего значительного (последнее яркое событие – это история Печорина и Бэлы). Все эти обстоятельства позволяют иначе взглянуть на эпизод встречи: о чём будут говорить эти разные люди, что вспоминать?
В этих рассуждениях отсутствует стремление идеализировать героя романа, есть желание осмыслить его поведение и поступки непредвзято. Это становится возможным, когда мы восстанавливаем реальную хронологию событий. Сцепление в романе двух повестей «Бэлы» и «Максима Максимыча» создает иллюзию, что между событиями в крепости и встречей во Владикавказе прошло от нескольких недель до нескольких месяцев, что и дает абитуриентам повод для обвинения Печорина в чёрствости и эгоизме. И только пятилетний срок многое объясняет. Тем более, время Максима Максимыча и время Печорина - время разное: оно протекает в разных пространствах и разными событиями наполнено. Максим Максимыч скучает в горской крепости – Печорин «скучает» во всей России.
Выше уже говорилось, что задача, которую ставил перед собой автор «Мёртвых душ», иная. «…Какой огромный, оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! …все наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы. Словом, вся православная Русь…» - писал Н.В.Гоголь.
Таким образом, через путешествие Чичикова в поисках и покупке «мёртвых душ» писатель показал всю Россию, начиная с губернского города NN и его обитателей и кончая столицей Российской империи - Петербургом («Повесть о капитане Копейкине»).
Но путешествие Чичикова может быть осмыслено несколько иначе –
как «путешествие в страну мёртвых», связанное с «традициями фольклорно-эпических путешествий на тот свет»1,
и как путешествие в страну «сказочную, чудесную, абсурдную», обитатели которой – былинные герои, «величественные в своих пороках, привычках, образе жизни, даже внешности»2. И здесь уместно вспомнить высказывание В.В.Розанова: «Это уже Русь, вся Русь. Один из лучших немецких критиков заметил, что первые главы «Мёртвых душ» совершенно равнозначащи творениям эллинского гения. То самое, что эллины сделали в мраморе, Гоголь сделал в слове: он изваял фигуры до такой степени вечные и универсальные, до такой степени безупречные, как Аполлоны и Зевсы Фидиев и Праксителей»3.
Вопросы и задания.
Обратитесь к другим «путешествиям» в русской литературе: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Степь» А.П.Чехова, «Чевенгур» А.Платонова. В чём заключается специфика сюжета этих произведений: с какой целью авторы отправляют своих героев в путешествия, странствия, скитания?
При обдумывании темы имейте в виду, что она может иметь несколько направлений. Выбор Вами одного из них следует обязательно оговорить во введении сочинения. Это позволит Вам избежать неоправданных претензий в одностороннем раскрытии темы со стороны проверяющего.
Пусть Вас не вводит в заблуждение простота и хрестоматийность отдельных формулировок. И в таких формулировках можно найти направление, которое сделает Ваше сочинение оригинальным, непохожим на другие работы. Так, тема «В мой жестокий век восславил я свободу» имеет два направления:
· осмысление идеала политической, гражданской свободы в лирике А.С.Пушкина;
· осмысление идеала личной свободы, свободы творца, поэта в лирике А.С.Пушкина4.
Оптимальным для полного раскрытия темы было бы соединение этих двух направлений, но объём вступительного сочинения не всегда позволяет это сделать, и мы считаем возможным ограничиться одним из них, указав во введении на наличие другого.
Тема «Мысль народная в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”» может быть раскрыта в трёх направлениях:
· исследование взглядов писателя на роль личности и роль народных масс в истории;
· исследование образов отдельных представителей народных масс и массовых народных сцен в романе;
· исследование нравственной стороны вопроса: по Толстому критерием нравственности является отношение к народу.
Значительно большее количество направлений дают так называемые «свободные» темы.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве может иметь такие направления:
· трагедия интеллигенции;
· трагическая судьба крестьянства в период коллективизации;
· трагедия Красной Армии накануне войны;
· трагедия переселенных народов как следствие сталинской национальной политики;
· трагедия человеческой личности в бесчеловечных условиях сталинского режима.
Перечень направлений может быть увеличен, если Вы не будете связывать понятие о тоталитарном государстве исключительно со сталинской эпохой.
В теме, посвященной событиям Великой Отечественной войны, можно выделить такие направления:
· изображение героического и трагического в произведениях о войне;
· своеобразие нравственного выбора в военной прозе;
· осмысление проблемы гуманизма в литературе о войне
· раскрытие эволюции военной темы в современной прозе.
Вы можете вписать Великую Отечественную войну в контекст второй мировой войны, показать роль женщины на войне и в тылу, рассказать о судьбе детей войны, раскрыть трагедию лагерников, рвущихся на фронт, и штрафников, так и не получивших прощения.
Поиск направления в русле заданной темы крайне важен. Выбор направления показывает широту Вашего кругозора, демонстрирует творческий подход к теме, определяет выбор произведений, используемых для раскрытия темы. Сумейте найти интересное направление, это придаст Вашему сочинению неповторимость, выделит его из ряда других.
Вы выбрали тему, обдумали её и определили идею, то есть ясно и полно сформулировали мысль, которую должны доказать, и «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и…»
Давайте затратим эту минуту на ещё один этап.