Теория когнитивного диссонанса 9 страница

1. Умеренная мотивация к чтению фантастики. Школьникам сообщалось, что издатели развлекательной литературы подарят по экземпляру <Приключений Гекльберри Финна> любому, кто напишет сочинение в защиту фантастических историй. Затем им было предложено приступить к работе и высказать в сочинениях собственные мнения.

2. Низкая мотивация к чтению приключений в джунглях. Здесь школьники также получали ин-150

формацию о бесплатном экземпляре книги, ожидающем любого, кто выскажется в пользу фантастических историй. Кроме того, им сообщали, что авторы хороших сочинений в Защиту книг о приключениях в джунглях могли бы получить бесплатный билет на кинофильм <Приключение Гекльберри Финна>. (Предварительное исследование показало, что билет в кинотеатр является для школьников, как правило, более привлекательным подарком, чем книга.)

Однако участники тут же ставились в известность о том, что у ведущего есть в распоряжении только пять бесплатных билетов, поэтому для тех, кто напишет сочинение в пользу приключений в джунглях, шансы как получить, так и не получить билет равны. Ведущий заканчивал свое сообщение так: <Учтите: если вы напишете в пользу фантастических историй, то получите экземпляр <Гекльбер-ри Финна> наверняка. Если напишете в пользу книг про джунгли, то, может быть, получите бесплатный билет в кино. Но при этом вы рискуете не получить ничего, поскольку билетов всего пять. Хотите - рискните. А теперь - вперед, приступайте к работе и выразите ваши собственные мнения>.

3. Высокая мотивация к чтению приключений в джунглях. Здесь, как и в других условиях, участники ставились в известность относительно бесплатной книги - награды за сочинение в пользу фантастических историй. Однако затем им сообщалось, что за сочинение, написанное в пользу приключений в джунглях, они тоже получат эту книгу в подарок, а кроме того, бесплатный билет на фильм <Приключения Гекльберри Финна>. Ведущий объявлял, что билетов хватит на весь класс, более того, владельцы билетов получат разрешение пропустить уроки ради того, чтобы посмотреть фильм. Вступление к эксперименту завершалось словами: <Помните: написав хорошее сочинение в пользу приключений в джунглях, вы не только сможете полу-151

чить в подарок книгу Марка Твена, но и целый класс будет отпущен с уроков для просмотра отличной киноверсии <Гекльберри Финна>. А теперь - вперед, приступайте к работе и высказывайте ваши собственные мнения>.

Очевидно, что созданные условия были направлены на провокацию вынужденного согласия. Экспериментатор предлагал школьникам различные виды поощрений за то, чтобы они написали сочинение в пользу того или иного вида развлекательной литературы. Величина обещанной награды была разной в зависимости от конкретных условий. В каждой из трех экспериментальных ситуаций, разумеется, могли найтись открыто пошедшие на сделку, равно как и те, кто не пошел бы на сделку ни при каких условиях. На самом деле в условиях умеренной мотивации (награда предлагалась за сочинение в пользу фантастических историй) 42 процента школьников написали сочинение в пользу книг о приключениях в джунглях.

В условиях низкой мотивации, где за высказывание в пользу историй про джунгли предлагалась возможность получить чуть более привлекательную награду, чем за поддержку фантастических историй, 68 процентов школьников пошли на уступки. В условиях высокой мотивации, где награда за высказывание в пользу историй про джунгли была очень большой, вынужденную уступчивость продемонстрировали 80 процентов участников. Иными словами, предложение награды заставило многих участников проявить открытое уступчивое поведение. Чем большей была предложенная награда, тем большее количество участников продемонстрировали вынужденное согласие.

При каждом из трех условий, описанных выше, некоторые испытуемые писали эссе в пользу книг про джунгли, некоторые - в пользу фантастических историй.

Прежде чем приступить к анализу данных, полученных в этих шести группах, давайте сначала оговорим предполагаемые особенности изменения мнений в каждой из них. Начнем с обсуждения тех испытуемых, кто в своих сочинениях поддержал истории про джунгли.

1. Умеренная мотивация к чтению фантастики. Здесь в центре нашего внимания оказываются те, кто не продемонстрировал уступчивости. Следовательно, между осознанием того, что они пишут в пользу книг про джунгли, а не фантастики, и когнитивными элементами, соответствующими положительной оценке бесплатной книги, от которой они отказались, должен был возникнуть определенный диссонанс. Разумеется, собственные убеждения членов этой группы были созвучны выраженным в сочинениях. Умеренная величина награды должна была привести к незначительному диссонансу. Таким образом, следует ожидать сравнительно умеренного изменения мнений участников в сторону большего предпочтения книг про джунгли. Такое изменение уменьшило бы диссонанс, но, поскольку сам диссонанс относительно невелик, стремление, направленное на его уменьшение, было бы столь же умеренным.

2. Низкая мотивация к чтению историй про джунгли. Некоторые из участников (изначально высказывавшиеся в пользу фантастических историй) написали сочинение в защиту того, во что они на самом деле не верят, в надежде на получение хоть и не очень привлекательной, но все же награды.

Знание того, что они высказывались в пользу книг про джунгли, для многих из участников эксперимента диссонировало с их личными убеждениями и со знанием того, что они отказались от бесплатной книги. Знание относительно предполагаемой награды было созвучно с тем, что они писали, но не стоит забывать, что вынужденная уступчивость была спровоцирована обещанием возможнос-153

ти (только лишь возможности!) получения бесплатного билета в кино (в данных экспериментальных условиях автор сочинения в пользу книг про джунгли наверняка лишался книги). Этим участникам пришлось испытать весьма заметный диссонанс, и стремление, направленное на его уменьшение, должно было быть весьма существенным. Следовательно, можно ожидать значительного количества изменений личных убеждений в сторону одобрения книг про джунгли, поскольку такое изменение позволило бы существенно уменьшить диссонанс.

3. Высокая мотивация к чтению приключений в джунглях. Для некоторых из тех, кто высказался в пользу книг про джунгли, этот факт диссонировал с их личными убеждениями, но это был единственный диссонанс, о котором можно говорить. Знание относительно предполагаемых наград было созвучно тому, что делали эти участники. Следовательно, общий диссонанс был значительно меньше диссонанса, возникшего в предшествующей группе. Поэтому здесь следует ожидать существенно меньших изменений личных убеждений.

Первая колонка цифр в таблице 11 показывает среднее изменение в убеждениях от <до> к <после> экспериментальной сессии.

Разумеется, следовало бы ожидать даже еще более заметных результатов, если бы данные касались только тех участников двух последних экспериментальных групп, кто изначально высказывался в пользу фантастических историй. К сожалению, автор не сопроводил данные ссылками на исходное мнение. Несмотря на это, предоставленная информация сама по себе в достаточной мере подтверждает теорию диссонанса.

Давайте теперь сфокусируем внимание на тех участниках эксперимента, кто написал сочинения в пользу фантастики.

Таблица 11 Среднее изменение мнения в каждом экспериментальном условии^

Степень мотивации; Сочинения, поддерживающие (Направление мотивации; приключения в джунглях; смешанные; фантастические истории).

Умеренная; Фантастика; +2,62 (29^^); +1,88 (17); -4,57 (14); Низкая; Джунгли; +5,49 (47); +2,30 (10); +1,89 (9); Высокая; Джунгли; +3,81 (52); +1,83 (6); -5,00 (8).

1. Умеренная мотивация к чтению фантастики. Некоторые участники в этой группе, без сомнения, написали сочинения в пользу фантастических историй с целью получить книгу. Поскольку награда, спровоцировавшая проявление вынужденной уступчивости, была не слишком велика, можно ожидать возникновения сравнительно большого диссонанса. Следовательно...

2. Условия низкой мотивации. Вероятно, они писали сочинения, которые были созвучны их личным убеждениям, и, следовательно, между этими убеждениями и тем, что они делали, не возникало никакого диссонанса. Действительно, они отказались от потенциальной возможности попасть в кино, но зато каждому досталась бесплатная книга. Следовательно, диссонанс для этих участников был невелик и не дает оснований ожидать большого изменения личных убеждений.

3. Условия высокой мотивации. Здесь мы снова имеем дело с участниками, не проявившими вынужденной уступчивости. Для них не возникло ни-^Знак <плюс> обозначает среднее изменение мнения в сторону большего предпочтения историй про джунгли; знак <минус> обозначает, что среднее изменение произошло в сторону большего предпочтения фантастических историй.

^^Цифры в скобках указывают количество участников.

какого диссонанса между тем, что они писали, и личными убеждениями. Однако эти участники отказались от значительной награды, и это знание диссонировало с тем, о чем они писали. Такой диссонанс мог бы быть несколько уменьшен за счет еще более прочной, чем прежде, уверенности в том, что фантастические истории гораздо лучше книг о приключениях в джунглях. Можно ожидать заметного изменения личных убеждений в этом направлении.

Последний столбец в табл. 11 содержит данные об этих участниках. Те, кто писал сочинения в пользу фантастики в условиях умеренной и высокой мотивации, выявили значительные изменения убеждений в сторону еще более уверенного предпочтения таких книг. По сравнению с ними участники группы с условием низкой мотивации продемонстрировали незначительное изменение мнения. Небольшая часть этого изменения произошла в обратном направлении.

Столбец, озаглавленный <смешанные>, содержит данные о тех участниках, в чьих сочинениях не было отдано явное предпочтение тому или иному виду книг. Разумеется, психологическая ситуация, в которой оказались такие участники эксперимента, не вполне ясна. Данные позволяют говорить об очень незначительных изменениях в положительном направлении, проявившихся во всех экспериментальных группах. Может показаться любопытным тот факт, что в рамках каждого условия данные по <смешанной> группе оказываются между средними значениями двух других групп.

Поучительным представляется сравнительный анализ данных о тех участниках, кто проявил вынужденную уступчивость, и о тех, кто этого не сделал. Предложенная награда не спровоцировала вынужденной уступчивости у тех, кто высказался в пользу книг про

джунгли в условиях умеренной мотивации, и у тех, кто поддержал фантастические истории в других двух экспериментальных условиях. Как видно по теоретическим кривым, представленным на рис. 2 (см. стр. 129), направление связи между величиной предложенной награды и степенью диссонанса должно быть негативным для тех, кто проявил уступчивость, и позитивным для неуступчивых. Рис. 3 показывает, каким образом полученные данные согласуются с теоретическими кривыми, представленными на рис. 2. Сопоставляя эти данные и кривые, можно сделать предположение о том, что различие между уступчивыми и неуступчивыми участниками представляет собой различие в значимости для них данного убеждения. То есть для того, чтобы спровоцировать уступчивость у тех, кто ее не проявил, потребовалась бы значительно большая награда. Рис. 3 показывает, что все неуступчивые группы размещаются на положительной части кривой, соответствующей более высокой значимости. Все уступчивые группы попадают на отрицательную часть кривой, обозначающей меньшую значимость. Каждое экспериментальное условие, разумеется, занимает постоянную позицию на шкале величины награды.

На данном рисунке изменение мнения было обозначено как позитивное, если оно произошло в направлении, предсказуемом по характеру стремления, направленного на уменьшение диссонанса. Единственное негативное в этом смысле изменение происходит в условиях низкой мотивации у тех участников, кто не проявил уступчивости. Здесь теоретически можно было бы ожидать очень маленького изменения в сторону роста предпочтения фантастических историй, однако на практике произошло небольшое изменение в противоположном направлении. Тем не менее в целом получен-157

ные данные довольно уверенно подтверждают нашу теорию.

Рис. 3. Данные Кельмана в соотношении с теоретическими кривыми

Как сама теория, в центре внимания которой - изменения личных убеждений, происходящие вследствие возникновения когнитивного диссонанса, вызванного вынужденной уступчивостью, так и представленные данные затрагивают достаточно интересные проб-158

лемы. Некоторые сферы жизни печально известны тем, что связанные с ними убеждения людей чрезвычайно трудно изменить.

С этим согласится каждый, кому доводилось вступать в политические дискуссии с теми, кто не разделяет его взгляды. И все же справедлив и тот факт, что во многих случаях установки и суждения людей относительно этих сфер жизни стремительно меняются. Напрашивается вывод о том, что столь резкие перемены убеждений и установок в подобных областях происходят только после того, как то или иное внешнее поведение субъекта, противоречащее его идеологии, приводит к возникновению сильного диссонанса.

В такой ситуации субъект может отказаться от попыток возражать собеседнику и, скорее всего, примет его точку зрения, поскольку это позволит ему уменьшить возникший диссонанс.

Дойч и Коллинз подтверждают это предположение данными по тем изменениям в отношении к представителям черной расы, которые произошли за время реализации проекта совместного проживания. В рамках этого проекта белые горожане были вынуждены постоянно контактировать с чернокожими. Несомненно, правила обычного, вежливого, добрососедского поведения во многих случаях служили причиной проявления внешнего поведения, диссонирующего с личными убеждениями. Достигнутый эффект и соотношение между поведением и убеждениями можно обобщить следующим образом:

<Если обычаи общества предписывают избегать близких контактов с неграми, то, очевидно, негры - не тот тип людей, с которыми членам общества следует близко общаться. Если традиционно негры воспринимаются как "низшие", то это происходит потому, что они действительно низшие и должны восприниматься именно таковыми. Подобные рационали-159

зации поведения подкрепляет и тот факт, что сегрегация во всех ее оскорбительных формах получила официальное разрешение на существование. Не только "самые лучшие" люди избегают общественного взаимодействия с неграми, но и правительство, должностные лица санкционируют сегрегацию с помощью как законов, так и социальной политики. В ходе нашего исследования мы рассматривали то, как стратегические решения муниципальных властей могут влиять на социальные нормы межрасовых отношений. Не вызывает сомнений тот факт, что официальные законы и стратегии властей являются творцами стандартов поведения и с помощью создания стандарта, благоприятствующего несегрегированному межрасовому общению, поощряют подобное поведение. Наши данные содержат доказательства того, что если происходит перемена в поведении, то за ней следует и перемена личных убеждений>.

Теория диссонанса в применении к ситуациям проявления вынужденного согласия и специфическая применимость этой теории в ситуациях, подобных описанной Дойчем и Коллинзом, имеют множество сопутствующих значений.

Например, в рамках этой теории можно рассматривать постановление Верховного суда Соединенных Штатов о десегрегации школ. Теория позволяет предположить, что в тех регионах, где было вызвано вынужденное согласие, то есть проведена десегрегация школ, произошло бы и постепенное изменение убеждений в сторону одобрения десегрегации. С другой стороны, теория позволяет также предполагать, что в любой <неуступчивой> области, которая успешно сопротивляется десегрегации школ, установки изменятся в противоположном направлении - сегрегация получит еще большее одобрение.

Заключение

В этой главе представлены данные пяти исследований, имеющие непосредственное отношение к теоретическому анализу, проведенному в четвертой главе, конкретными результатами которого являются следующие выводы: диссонанс возникает в тех ситуациях, которые провоцируют вынужденное согласие, и этот диссонанс может быть уменьшен за счет изменения личных убеждений. Данные показывают, что:

1) публичное проявление вынужденного согласия зачастую сопровождается последующим изменением личных убеждений, не считая прямых результатов воздействия переменных, характеризующих ситуацию;

2) с учетом того, что величина подобного изменения убеждений отражает величину стремления, направленного на уменьшение диссонанса, представленные данные удовлетворяют гипотетическому соотношению значимости обсуждаемого вопроса и величины предложенной награды, с помощью которой и было вызвано требуемое поведение.

161 Глава 6 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО И ВЫНУЖДЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Предметом обсуждения в этой главе станут причины и условия, под воздействием которых люди активно ищут информацию. Помимо диссонанса, существуют и другие причины, побуждающие людей к активному поиску новой информации. Для того чтобы придать изложению большую законченность и облегчить восприятие представленных в нем данных, в этой главе мы несколько выйдем за рамки теории диссонанса.

Начнем рассмотрение данного вопроса с гипотетического примера. Представьте себе человека, который листает утреннюю газету и находит в ней сообщение о лекции, которая состоится того же дня вечером. Название лекции - <Преимущества автомобилей с двигателями высокой мощности>. В контексте данной главы нас интересует ответ на вопрос: <Кто по собственной воле отправится слушать такую лекцию?>

Безусловно, найдутся люди, которые пошли бы на лекцию по той же самой причине, по которой они могли бы посетить симфонический концерт, или художественную выставку, или музей. Это не означает, что посещение лекции представляло бы для них такой же интерес, как и перечисленные мероприятия.

Скорее можно считать, что эти посетители получили бы достаточное удовлетворение от ознакомления с любой новой информацией, в особенности имеющей отношение к каким-либо их интересам или хобби. Рассуждая о проблемах добровольного поиска новой информации, не следует забывать об активном любопытстве и чистом удовольствии от получения новых сведений, как таковых. В данной главе, однако, мы ограничимся лишь подтверждением существования и высокой значимости этих факторов.

Вероятность релевантного будущего действия

Вероятно, для читателя окажется очевидным тот факт, что людям свойственно искать информацию, имеющую отношение к их предстоящим действиям. Тем не менее, рискуя потерять время на объяснение очевидного, я все-таки позволю себе немного порассуждать на данную тему и сделать некоторые выводы.

Отсутствие актуального для индивида поведения или поступка, связанного с определенной сферой информации, обеспечивает отсутствие мотивации к познанию в данной специфической области. Возвращаясь к примеру лекции на тему автомобилей высокой мощности, отметим, что у человека, не являющегося владельцем машины и не помышляющего о покупке либо вождении, мотивация будет отсутствовать. Можно даже предположить, что он никогда не задумывался о том, чтобы купить машину или учиться вождению, и что сама эта идея ему чужда.

Американца в этой роли вообразить трудно, но в других странах мира найти таких людей несложно. Соответственно, можно предположить полное отсут-163

ствие у такого человека желания идти на лекцию, на которой обсуждаются проблемы автомобильных двигателей. Информация, с получением которой данный индивид связывает посещение лекции, не будет иметь никакой связи с его настоящим или будущим поведением. Он попросту не имеет какой бы то ни было мотивации на получение подобной информации. Лекция не привлечет его внимания; однако, если какие-либо обстоятельства вынудят его посетить лекцию, у него не найдется особых причин активно избегать этого мероприятия.

Если данная область информации имеет прямое отношение к какому-то предстоящему или возможному поведению индивида, можно ожидать возникновения значительной мотивации к получению когнитивных элементов в этой области, равно как и активного поиска такой информации. Далее, можно предположить, что этот поиск информации будет в достаточной мере неизбирательным. То есть человек не будет стремиться к восприятию лишь одного вида информации, избегая всех остальных видов. Скорее у него возникнет мотивация рассмотреть все возможные аспекты и варианты. Вернемся снова к нашему гипотетическому примеру. Представим себе человека, обдумывающего покупку автомобиля в ближайшем будущем, или того, кто, приняв решение о покупке, еще не определился с тем, какой конкретный вид автомобиля ему подойдет. В этой ситуации мотивация к посещению лекции была бы налицо, так как предлагаемая информация напрямую связана с его будущим поведением, а именно - с приобретением автомобиля. Следует ожидать, что для этого индивида поиск информации, имеющей отношение к автомобилям, не будет избирательным. Мотивация к посещению лекции, рассматривающей преимущества двигателей с низкой мощностью, будет равна мотива-164

ции к посещению лекции об автомобилях с высокой мощностью.

В целом можно сказать, что ситуация, предшествующая действию или принятию решения, будет характеризоваться обширным и непредвзятым поиском информации, имеющей отношение к данному вопросу. Разумеется, подобная ситуация редко встречается в чистом виде. В большинстве случаев мы будем наблюдать смешанную ситуацию. Например, человек, решившийся на покупку автомобиля, но не знающий точно, какой именно тип автомобиля ему подойдет, будет заниматься активным поиском информации, связанной с различными видами автомобилей. Однако определенная предвзятость его отношения к информации проявится в нежелании воспринимать сведения, диссонирующие с уже принятым решением - решением о покупке автомобиля. Об этом мы более подробно поговорим ниже.

Есть еще один момент, связанный с ситуациями, предваряющими действия, который следует отметить. Наряду с неизбирательностью подхода к восприятию информации индивид проявит недостаточное сопротивление восприятию и осознанию любой случайно встретившейся ему информации, имеющей отношение к делу. Таким образом, совершению какого-либо действия будет предшествовать возникновение множества когнитивных элементов, которые затем могут вступить в диссонанс с последующим поступком.

Наличие диссонанса

Наличие или отсутствие диссонанса в некоторой специфической области значительно скажется на степени активности поиска информации и его избира-165

тельности. Если между двумя когнитивными элементами или группами когнитивных элементов возникает диссонанс, он может быть уменьшен, как было установлено ранее, путем добавления новых когнитивных элементов, которые создадут новые консонантные связи. Следует ожидать, что при наличии диссонанса будет наблюдаться поиск такой информации, которая позволила бы уменьшить данный диссонанс.

Активность с которой проявится подобный вид поведения, будет, разумеется, зависеть от степени диссонанса, равно как и от личных ожиданий, связанных с конкретным содержательным потенциалом каждого информационного источника. Рассмотрим теперь более подробно различные варианты ситуаций.

1. Относительное отсутствие диссонанса. Если диссонанс отсутствует вовсе или невелик сам по себе, у человека не будет никакой мотивации к поиску новой и дополнительной информации (при условии, что мы рассматриваем только этот источник мотивации). Разумеется, при этом не будет и мотива избегать какого-либо конкретного источника информации. Вернемся к примеру с лекцией. Если представить себе человека, который в недавнем времени приобрел автомобиль, но странным образом в его сознании не появилось никаких когнитивных элементов, диссонирующих с тем, что он знал, и с тем, что он при этом делал, у такого индивида не будет внутренних причин ни посетить данную лекцию, ни отказаться от нее. В данном случае важным является тот факт, что при действительном отсутствии диссонанса дефицит мотиваций, связанных с лекцией, практически не будет зависеть оттого, высокой или низкой мощностью обладает двигатель только что купленной машины.

В каком-то смысле поведение данного индивида будет идентичным поведению того человека, для

которого лекция о преимуществах двигателей высокой мощности не имеет какого-либо отношения к сегодняшним или предполагаемым действиям. Однако в последнем случае мы видим важное отличие: случайное восприятие информации, избегать которой у данного человека, как известно, нет причин, не повлечет за собой возникновение диссонанса, в то время как в первой ситуации таковое не исключено.

2. Наличие умеренного диссонанса. Наличие такого диссонанса и последующее возникновение стремления, направленного на его уменьшение, приведут к поиску информации, благодаря которой появились бы новые консонантные связи, и к избе-ганию информации, которая увеличила бы уже существующий диссонанс.

Столкнувшись с потенциальным источником информации, человек обычно не знает точного характера знания, которое он мог бы приобрести с его помощью. Поэтому ему приходится реагировать в рамках собственных ожиданий. Если те или иные причины позволяют ожидать отданной информации увеличения количества консонантных связей, индивид позволит себе воспринять данные сведения. Ожидая от данной информации увеличения диссонанса, индивид будет стремиться избежать знакомства с ней. Следует отметить, что в большинстве ситуаций подобные меры по уменьшению диссонанса являются достаточно рискованными. Поскольку какие-то ожидания могут оказаться обманутыми, попытка уменьшения диссонанса способна привести к обратному результату, т. е. к увеличению диссонанса.

Если объявление о лекции по преимуществам мощных двигателей попадет на глаза человеку, недавно купившему новый автомобиль, но в силу каких-то причин ощущающему заметный диссонанс, можно ожидать, что он посетит лекцию в том

случае, если его собственная машина оснащена мощным двигателем. Тема лекции позволит ему предположить, что он получит информацию, созвучную с покупкой данного конкретного автомобиля. Если же купленный автомобиль обладает маломощным двигателем, можно ожидать, что его владелец откажется от посещения лекции. Этот факт будет свидетельствовать не о простом безразличии, а об активном нежелании.

3. Наличие чрезвычайно большого диссонанса. Вспомним о том, что степень диссонанса, который возможен в некой системе, ограничена. Если два когнитивных элемента вступают в диссонансную связь, максимальное значение, которое принимает диссонанс, может равняться значению сопротивления изменению наименее устойчивого элемента из данной пары. Аналогично, если диссонанс возникает между двумя группами элементов, он не может превысить сопротивления изменению наименее устойчивых частей этой системы.

Если диссонанс превысит сопротивление, наименее устойчивый когнитивный элемент подвергнется изменению, таким образом уменьшая диссонанс.

Как можно охарактеризовать поиск новой информации со стороны человека, чей диссонанс близок к предельно возможному? При таких обстоятельствах человек может активно искать и подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Если он может увеличить диссонанс настолько, что тот превысит сопротивление изменению того или иного элемента системы, это позволит ему изменить какие-то из когнитивных элементов и с их помощью заметно уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.

Проиллюстрируем это, в последний раз вернувшись к примеру с лекцией о преимуществах мощных автомобильных двигателей. Представим себе

человека, который только что купил маломощный автомобиль. С момента покупки в его сознании постепенно накапливается все больше и больше когнитивных элементов, диссонирующих с обладанием и вождением такого автомобиля. Сопротивление изменению этих последних элементов знания, разумеется, идентично сопротивлению продаже этого автомобиля и покупке нового - данная процедура может повлечь за собой определенные финансовые расходы, равно как и публичное признание совершенной ошибки. Представим себе тем не менее, что данный диссонанс возрос настолько, что почти сравнялся с сопротивлением изменению, в результате чего подобная идея то и дело мелькает в его голове. Можно ожидать, что этот гипотетический персонаж отправится на лекцию, от прослушивания которой он ждет еще большего увеличения собственного диссонанса. Как только диссонанс увеличится в достаточной мере, индивид способен пойти на изменение представлений, таким образом устраняя существующий в системе диссонанс целиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: