Предромантизм

Предромантизм (фр. preromantиsme - предромантизм) - совокупность идейно-стилевых тенденций в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX ст., которые, не порывая с сентиментализмом, предусматривали появление романтизма, порывали с культом ума, присущим классицизму и Просвещению. Наиболее полно предромантизм проявился в Англии и Шотландии (творчество Т. Чаттертона, Дж. Макферсона, Г. Уолпола и др.), обусловив так называемый «осианизм», готический роман и т. п.

Развитие романтического типа творчества, которое началось в предромантизме, как общеевропейское явление было связано с глубоким мировоззренческим изломом в конце XVIII - в начале XIX ст., с опровержением принципов механистического материализма. В преодолении этих метафизических основ решающую роль сыграла немецкая идеалистическая философия, которая оказала огромное влияние на формирование мировоззренческой основы романтизма.

Романтизм стал новым типом идеолога и художественного сознания, который охватил разные участки человеческой деятельности: историю, философию, психологию, право, политическую экономию. Унаследовав культурологические идеи Вико и Руссо, руссоистскую антропологию с ее культом природы, «дух народа» (Фихте), своеобразность, назначение и место каждого народа в развитии мировой истории (Гердер, Шеллинг, Гегель).

Учитывая единство макрокосмоса и микрокосмоса (человека), романтизм поставил человека в центр стечения мировых сил и законов, в неразрывную связь с природой, вселенной, обществом, судьбой и Богом как вечной животворной силой. Находясь в центре универсального бытия, человек в романтизме словно выламывается из прозы ежедневного быта, меркантильных интересов общества, поскольку эмпирическая материальная жизнь не исчерпывает безграничных возможностей бытия. Настоящая жизнь, преисполненная свободы и красоты, - в сфере духа и природы. Тогда как пафосом Возрождения и Просвещения было подчинение человека общественным интересам, в романтизме основным является конфликт между лицом и обществом, бунт личности против преобразования ее в обывателя, протест против угнетения народа и индивида.

Главным критерием ценности произведения является его новизна и оригинальность. Художник не подражает природе или каким-то образцам и правилам, а силой своей фантазии создает новый мир, выступая сам как часть животворной природы (А. В. Шлегель). Поскольку образ жизни, обычаи и внутренний мир каждая нация имеет свои, время и пространство, которые были для классицистов нейтральным фоном, местом действия, у романтиков наполняются конкретным историческим, национально-неповторимым содержанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: