Реализм

Типический герой в типических обстоятельствах.

Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак – французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Его имя ассоциируется в основном с «Человеческой комедией», в которой он изображает современную историю, а себя называет секретарем общества.

Он родился в городе Туре в буржуазной семье, воспитывался в Вандомском колледже монахами, затем учился в Парижской школе права и слушал лекции по литературе в Сорбоне. Унаследовал от отца фамилию Бальс, изменил на де Бальзак, претендуя на родство с другой дворянской семьей, которой принадлежало это имя (французского писателя Жана-Луи Гез де Бальзака).

В творчестве Бальзака выделяют 3 этапа:

1) 1820-е годы (близость писателя к романтической школе)

2) вторая половина 1830-х годов – период творческого созревания Бальзака-реалиста (в этот период выходят в свет такие произведения как «Гобсек», «Шагреневая кожа», «Отец Горио» и др.)

3) середина 30-х годов (начало этапа связано с работой над «Утраченными иллюзиями», первый том которых вышел в 1837 году) – расцвет творческих сил писателя. 1837-1847 – воплощение замысла «Человеческой комедии».

Наиболее заинтересованно публика встретила его трактат «Физиология брака» в 1820 г. «Физиология» - это нраво-описательные очерки. Слово «физиология» употреблялась не в биологическом, а в социологическом смысле. Речь шла о «физиологии» общественного «организма». Нраво-описательные очерки представляют собой зарисовки современной жизни, городского быта, типов горожан. Жанровые сценки и портреты людей разных профессий и характеров.

Известные очерки Бальзака: «Ростовщик», «Нотариус», «Министр», «Несчастный». В 1830 году Бальзак публикует «Сцены частной жизни» - это небольшой сборник рассказов и повестей в котором можно увидеть своего рода иллюстрации некоторых законов брака.

В «Сценах частной жизни» Бальзак остается на уровне нравоописания и морализаторства. В этих повестях отразился первый этап становления творческого метода писателя.

Следующий шаг в исследовании темы современного общества и его законов Бальзак делает в жанре – философские этюды. (Роман «Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия»). Для философских романов и повестей характерно также использование элементов фантастики, помогающее символикой выражению заданной темы. В романе «Шагреневая кожа» высшим талисманом, который попал в руки героя Рафаэля де Валантена становится двигателем сюжета во власти героя оказывается исполнение любых желаний, но ценой сокращения жизни. В конце концов, Рафаэль вынужден выбирать: или короткая, но яркая жизнь или же долгая, но в полном прозябании.

Таким образом, символическая мысль воплощенная в волшебном талисмане в «Шагреневой коже» проявляется многопланово. Согласие Рафаэля владеть талисманом, который ему предложил загадочный старик-антиквар, выглядит как вариация бродячей литературной темы договора с дьяволом.

Сделав роковой выбор, герой оказался в тисках таинственной силы и очень скоро он обнаруживает, что единственный способ продлить свою жизнь – это отказаться от желаний. Перспектива такого пути – благородное скромное существование, использование труда и самоограничения.

Роман «Отец Горио»

В нем соединяются 3 сюжетных линии, с каждой из которых связана своя проблема. Любовь к дочерям побуждает Горио ни в чем не отказывать им ни в детстве, когда они требовали сладости и игрушки, ни теперь, когда они став взрослыми, пожелали войти в высшее общество Парижа. Перед смертью в момент просветления сознания отец Горио объявляет себя виноватым и в собственном трагическом одиночестве и несчастье дочерей. Слишком безрассудна была его любовь к дочерям. Одна из важнейших проблем творчества Бальзака – судьба молодого человека в обществе и связана она с образом Эжена де Растиньяка. Этот персонаж уже встречается в «» и был фигурой в других произведениях («Утраченные иллюзии»).

В «Отце Гарио» Растиньяк начинает свой самостоятельный жизненный путь. Приехав в Париж, он живет в пансионате госпожи Воке (там же живете и отец Гарио) на скудные деньги, которые, отказывая себе во всем присылают ему мать и сестры, прозябающие в провинции. Будучи дворянином, он входит в аристократические гостиные, где ему оказывает покровительство виконтесса де Босеан. Она преподает молодому провинциалу уроки жизни и главный ее урок заключается в том, что успеха нужно добиваться любой ценой, не стесняясь в средствах. Приняв за истину то, что успех выше морали, Растиньяк в своих реальных поступках не сразу оказывается способным следовать этому принципу. Изначально присущие Растиньяку честность, ум, благородство, юношеский идеализм вступают в противоречия с теми уличными настроениями, которые он слышит и от виконтессы и от Вотрена.

Под именем Вотрена в пансионе скрывается беглый каторжник Жак Коллен по кличке «обмани смерть». Потрясенный историей старого Гарио, похоронив преданного дочерьми отца Растиньяк принимает правила игры Парижа. Его искренние слезы, вызванные сочувствием к старику, который был погребен в могиле вместе с другими умершими. В следующем романе Растиньяк, став абсолютно беспринципным, делает блестящую карьеру: благодаря выгодной женитьбе он становиться министром (роман «Беатриса»), а потом и пэром Франции («Балкирский дом») и все это ценой утраты того лучшего, что в нем было.

С обр Вотрена была связана еще одна важная проблема ром: проблема преступления.

Вотрен - не просто заурядный преступник, это выдающаяся личность, незаурядный, виртуозный преступник. Бальзак считает, что преступление рождается из естественной страсти человека к самоутверждению, противостоять преступлению – самоохранительная функция общества. Конечная цель Вотрена – не богатство, а власть, которая дает возможность повелевать независимо от чьей-либо воли. В Вотрене воплощено бунтарское начало, характерное для ром разб-ка.

Но при всей исключительности, Вотрен – фигура типическая, поскольку его судьба определяется сцеплением закономерностей жизни современного общества. В конце концов Вотрен осознает тщетность своего бунтарства и приходит на службу в полицию.

Этот сюжет неоднозначен, в нем мысль о бесперспективном противостоянии обществу, о неизбежной победе социального начала над индивидуализмом.

К началу публикации романа «Утраченные иллюзии» окончательно оформился бальзаковский замысел создания единого цикла произведений о современности и из всех вариантов названий цикла, он отдает предпочтение «Человеческой комедии».

Цель систематического и всестороннего изучения современной жизни диктует бальзаковский метод художественной циклизации: в рамках одного романа или даже трилогии невозможно воплотить столь грандиозный замысел. Нужен один большой цикл произведений на одну тему, которую следует представить последовательно во множестве взаимосвязанных аспектов.

В Предисловии «Человеческой комедии» Бальзак объясняет структуру всего цикла, продуманную так, чтобы последовательно и детально представить важнейшие аспекты социального бытия и детерминированных им частных проявлений.

Произведения «Человеческой комедии» Бальзак называет этюдами, подчеркивая, тем самым, свою ориентацию на научный анализ и выделяет:

1) этюды о нравах

2) философские этюды

3) аналитические этюды

К последнему он относит «Философию брака». В этюдах о нравах он выделяет 6 аспектов:

- сцены частной жизни («Гопсек», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Беатрисса», «Обедня безбожника», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина»);

- сцены провинциальной жизни («Утраченные иллюзии», «Евгений Гранде», «Старая дева» и т.д.);

- сцены парижской жизни («Блеск и нищета куртизанок», «Кузина Бетта»);

- сцены военной жизни («Страсть в пустыне» и др.);

- сцены политической жизни («Эпизод эпохи террора», «Темное дело»);

- сцены деревенской жизни («Крестьяне», «Сельский врач» и др.).

Структура «Человеческой комедии» отличается аналитичностью и способствует воспроизведению всего ансамбля произведений (их около 100) как единства взаимосвязанных в своих многочисленных сценах и этюдах. Возвращаются персонажи (Растиньяк, Вотрен, виконтесса де Босиан и др.), появляются каждый раз на новом витке своей судьбы и личностной эволюции, помогая воссозданию действительности как движущегося процесса жизни.

Гюстав Флобер

Писатель, творчество которого продолжает и развивает реалистические традиции. Начав с увлечения романтизмом, он предвосхитил во второй половине своего творческого пути некоторого положения натурализма.

В 1845 году Флобер создает первый роман «О воспитании чувств». Центральная проблема – выбор человеческого жизненного пути.

Писатель обращается к судьбе двух молодых людей, прослеживая формировании личности. Флобер исследует две судьбы, два варианта мировосприятия. Удачливый в любви Анри делает успешную карьеру в Париже, постепенно опускаясь в духовном и нравственном плане. Жюль, переживает несчастную любовь, приходит к выводу, что исторические ценности нужно искать в духовном самосовершенствовании и творчестве. Творчество для Флобера – высший вид человеческой деятельности. Художник в своем произведении не должен выражать собственные пристрастия или выносить оценки, а должен пользоваться принципом безличности или объективности в искусстве.

Задачи искусства Флобер сближал с задачами науки, что и предвосхищает натурализм. Искусство как и наука – форма познания мира.

Еще в конце 40-х годов у писателя возникает замысел романа, над которым он трудится 5 лет.

По теме и времени действия – это современный роман, он вышел в свет в 1856 году и был назван «Мадам Бовари». Сам роман вечен в своей банальности и простоте. Молодая женщина жаждет и не находит своей любви, неудачно выходит замуж, изменяет мужу, чувствуя себя несчастной, необычен только финал – героиня кончает собой.

Обыденный сюжет не имеющий в себе ничего грандиозного и необычного. Здесь нет женской темы. В задачи Флобера не входит полемика с существующими взглядами на женскую проблематику.

«» - философско-психологический роман. Главное внимание сосредоточено на душевной жизни Эммы Бовари. Юная, не знающая жизни, Эмма возвращается из монастырской школы к отцу на ферму. Все ее представления о мире почерпнуты из возвышенных романтических романов. Она мечтает о любви, но сама еще не испытав любовного волнения, уже точно знает как надо любить – так как любят герои романов.

В ее сознании существует уже готовый любовный спектакль и она только ждет, когда появится романтический герой. Но те, кого она за него принимает не приносят ей счастья. Высокая любовь на деле воплощается в ложь, измены, долги и страх. Героиня Флобера вызывает и иронию и сочувствие одновременно. Нелепы ее идеалы и представления о Парижской жизни, об утонченных манерах, о прекрасной любви, в которой для Эммы важнее всего слова и ритуальные жесты. Психологический портрет Эммы для Флобера имеет универсальный обобщенный смысл.

Эмма страстно ищет идеал, которого нет. Сама Эмма не способна подняться до осмысления ее судьбы. Логика и разум не влияют на ее поступки. Она повинуется идущим из глубины ее сознания мыслям.

Флобер первым стал использовать для создания героя физиологическую психологию. Другие персонажи играют не вспомогательную роль. Шарль Бовари – человек недалекий, посредственный, лишенный манер, но он способен глубоко и верно любить, но не может высказать свою преданность.

Шарль – единственный человек, для которого гибель Эммы является серьезным ударом.

На страницах романа перед читателем предстает провинциальная Франция. Каждый герой типичен. Каждый герой – определенный социальный тип, и каждый играет в судьбе героини определнную роль.

Ростовщик Рене, Родольф, студент Лион одинаково эгоистичны.

Единственный герой, который от всех отличается – аптекарь Эмен. Единственный, кто добивается всего, чего хочет и приспосабливается к любой обстановке.

В эпоху Второй империи во Франции существовала суровая цензура, роман был сочтен произведением безнравственным, в котором по утверждению прокурора любовники Эммы выглядят привлекательнее, чем муж, а это ведет к разрушению семьи.

Суд над романом состоялся в начале 1857 года, Флобер был оправдан. Критики назвали Флобера фанатиком стиля.

Работая над небольшим по объему произведением, Флобер переписывал одну и ту же фразу десятки раз. Для Флобера стиль – это способ мыслить. Работая над романом, Флобер стремится создать повествовательную структуру нового типа, в котором течение событий должно быть максимально приближено к реальной жизни. Он отказался от нарочитого выделения той или иной сцены, от расстановки акцентов.

Основной сюжет романа – судьба Эммы, помещенной внутрь биографии другого героя – Ш.Бовари, на фоне спокойной размеренной жизни которого разворачивается трагическая жизнь его жены. Начиная и завершая повесть о Шарле Флобер хотел избежать эффекта мелодраматической концовки. Показать, что обыденна не только жизнь, но и смерть. Флобер строит повесть так, чтобы читатель сам оценил смысл любого эпизода. Например, любовное объяснение Эммы и Родольфа перебивается выкриками с площади, где проходит сельскохозяйственная выставка. Чередование возвышенного и приземленного создает иронический подтекст лирического диалога.

Часто писатель использует не собственно прямую речь, которая с одной стороны помогает взглянуть на мир глазами героя, а с другой отдаляет читателя от персонажа, чтобы персонажа можно было объективно оценить.

Эстетические воззрения Флобера

Флобер ориентировался на замкнутый внутренний мир человека, который становиться объектом и субъектом художественности одновременно. Образ человека (героя) значительно и нарочито менее масштабен, то есть происходит дегероизация героя. Кроме того происходит деромантизация изображения. Писатель локализует повествовательный центр, выбирая в качестве него или внутренний мир героя или замкнутое социальное пространство (провинциальный городок). При этом подобный микрокосмос и мельчайшие его составляющие в конечном счете будут точным, социально-психилогическим, нравственным отражением макрокосмоса, то есть большого мира.

Флобер считает, что для избежания искажений художник должен быть беспристрастным. Поэтому писатель был сторонником безличного, имперсонального искусства. Флобер следовал правилу «очувствования», то есть перевоплощения как понимания и познания одновременно изображаемого человека и мира. Большое внимание Флобер уделял стилю (форме). Отсюда точные в выборе слова в построении фразы, подобранные сравнения. Стиль Флобера характеризует минимализм метафор и стилистических фигур, наличии подтекста (умолчания), особенности при использовании деталей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: