Занятие 16. Новгородская тема в русской литературе

Дополнительная

Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – на­чала XIX века. XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 259–268.

Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148–158.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209–216.

Муравьев В.Б. Московские литературные предания и были. М., 1981. С. 98–120.

Фохт Т.П. Литературная и фольклорные традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в рус­ской литературе. Волгоград, 1986. С. 3–11.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII в. Исторический сюжет как основа для решения политических проблем современности. Прошлое и настоящее России в произведениях Княжнина, Радищева и Карамзина.

2. С помощью каких художественных приемов достигается писателями героизация и идеализация древнего Новгорода?

3. Концепция народа и личности. Общее и различное в реше­нии вопроса о роли личности в истории у Княжнина, Радищева и Карамзина. Особенности историзма созданных ими произведе­ний о древнем Новгороде.

4. В чем сущность расхождений писателей в оценке вечевых республик Древней Руси? Значение финальных сцен «Вадима Новгородского» и «Марфы Посадницы» в истолковании автор­ской позиции.

5. Роль предисловия к повести «Марфа Посадница» и выпи­сок «Из летописи Новгородской» для понимания общественно-политических и художественных позиций Радищева и Карамзи­на. Соотношение документального и вымышленного в произве­дениях о древнем Новгороде.

6. Жанровое своеобразие произведений на новгородскую тему. Традиции классицистической трагедии в прозаических сочине­ниях Радищева и Карамзина. Основные приемы драматизации повествования.

7. Проблема художественного метода произведений о древ­нем Новгороде, ее связь с особым характером историзма творчества Княжнина, Радищева и Карамзина.

8. Развитие новгородской темы в произведениях русских клас­сиков XIX в., характер использования ими литературной тради­ции XVIII столетия.

Задания для обсуждения:

1. Отработайте понятие «историзм» художественного творчес­тва. Определите специфику исторических воззрений Княжнина, Радищева и Карамзина.

2. Выпишите из произведений о древнем Новгороде примеры разных подходов писателей к созданию исторического колорита. Как это связано с художественным методом произведения, с осо­бенностями художественного дарования Княжнина, Радищева, Карамзина?

3. Кто из писателей XIX в. и почему обращался к теме древ­него Новгорода? Какой традиции в осмыслении этой темы писа­телями XVIII в. следовал? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Сравните описание покорения древнего Новгорода в «Ис­тории государства Российского» Н.М. Карамзина и в его повести «Марфа Посадница». Чем отличается художественное освоение этой темы от документально-исторического?

5. Используя материал научного издания «Путешествия из Петербурга в Москву», проследите работу А.Н. Радищева над гла­вой «Новгород», обратившись к реконструкции ранней редакции произведения, вариантам и разночтениям списков «Путешествия».

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: