Дополнительная
Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 259–268.
Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148–158.
Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209–216.
Муравьев В.Б. Московские литературные предания и были. М., 1981. С. 98–120.
Фохт Т.П. Литературная и фольклорные традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3–11.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII в. Исторический сюжет как основа для решения политических проблем современности. Прошлое и настоящее России в произведениях Княжнина, Радищева и Карамзина.
2. С помощью каких художественных приемов достигается писателями героизация и идеализация древнего Новгорода?
3. Концепция народа и личности. Общее и различное в решении вопроса о роли личности в истории у Княжнина, Радищева и Карамзина. Особенности историзма созданных ими произведений о древнем Новгороде.
|
|
4. В чем сущность расхождений писателей в оценке вечевых республик Древней Руси? Значение финальных сцен «Вадима Новгородского» и «Марфы Посадницы» в истолковании авторской позиции.
5. Роль предисловия к повести «Марфа Посадница» и выписок «Из летописи Новгородской» для понимания общественно-политических и художественных позиций Радищева и Карамзина. Соотношение документального и вымышленного в произведениях о древнем Новгороде.
6. Жанровое своеобразие произведений на новгородскую тему. Традиции классицистической трагедии в прозаических сочинениях Радищева и Карамзина. Основные приемы драматизации повествования.
7. Проблема художественного метода произведений о древнем Новгороде, ее связь с особым характером историзма творчества Княжнина, Радищева и Карамзина.
8. Развитие новгородской темы в произведениях русских классиков XIX в., характер использования ими литературной традиции XVIII столетия.
Задания для обсуждения:
1. Отработайте понятие «историзм» художественного творчества. Определите специфику исторических воззрений Княжнина, Радищева и Карамзина.
2. Выпишите из произведений о древнем Новгороде примеры разных подходов писателей к созданию исторического колорита. Как это связано с художественным методом произведения, с особенностями художественного дарования Княжнина, Радищева, Карамзина?
3. Кто из писателей XIX в. и почему обращался к теме древнего Новгорода? Какой традиции в осмыслении этой темы писателями XVIII в. следовал? Аргументируйте свою точку зрения.
|
|
4. Сравните описание покорения древнего Новгорода в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и в его повести «Марфа Посадница». Чем отличается художественное освоение этой темы от документально-исторического?
5. Используя материал научного издания «Путешествия из Петербурга в Москву», проследите работу А.Н. Радищева над главой «Новгород», обратившись к реконструкции ранней редакции произведения, вариантам и разночтениям списков «Путешествия».
Литература: