Тексты
Литература
Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Дмитриев И. И. Стонет сизый голубочек... //Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 663 (или любое другое издание стихотворения).
Купреянова Е.Н. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 121—126.
Кочеткова Н.Д. Карамзин и литература сентиментализма // Русская литература и фольклор (XI—XVIII вв.). Л., 1970. С. ЗЫ—367.
Новиков A.M. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная песня. М., 1982. С. 41—44, 185—186.
Макогоненко Г.П. Избр. работы. Л., 1987. С. 8—73 («Рядовой на Пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева).
Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982/С. 191-197.
Занятие 15. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».
Вопросы для обсуждения:
1. Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А.Радищев «Дневник одной недели», Н. Карамзин «Бедная Лиза»).
|
|
2. Этико-эстетическая программа Карамзина и ее преломление в повести «Бедная Лиза».
3. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести.
4. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза».
5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.
6. Карамзинская традиция в развитии русской повести конца XVIII-XIX в.
Задания для обсуждения:
1. Графически изобразите систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Выделите в тексте повести отрывки, позволяющие судить об отношении повествователя к героям.
2. Сравните характеристику «Бедной Лизы» Карамзина и «Бедной Анюты» Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отличий говорить о двух течениях русского сентиментализма? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как «прогноз сюжетных перипетий» в русской литературе XIX в. Сопоставьте «Бедную Лизу» Карамзина с «Барышней-крестьянкой» Пушкина. Каково отношение Пушкина к карамзинской традиции в русской повести?
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 605–621 (или другое издание).
Для сравнения:
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А. Западов. СПб., 1992. С. 59–66 («Литературные памятники»).
Пушкин А.С. Барышня-крестьянка // Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 10 т. М, 1964. Т. 6. С. 145-170.
|
|
Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3. С. 309–325.
Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5–32.
Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2.(44). Львов, 1984. С. 65–71.
Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3–35.