Исследования. Дмитриев И. И. Стонет сизый голубочек

Тексты

Литература

Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Дмитриев И. И. Стонет сизый голубочек... //Русская литера­тура XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 663 (или любое другое издание стихотворения).

Купреянова Е.Н. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 121—126.

Кочеткова Н.Д. Карамзин и литература сентиментализма // Рус­ская литература и фольклор (XI—XVIII вв.). Л., 1970. С. ЗЫ—367.

Новиков A.M. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная песня. М., 1982. С. 41—44, 185—186.

Макогоненко Г.П. Избр. работы. Л., 1987. С. 8—73 («Рядовой на Пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева).

Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литератур­ного языка XVII-XIX веков. М., 1982/С. 191-197.

Занятие 15. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

Вопросы для обсуждения:

1. Причины появления и быстрого развития в русской лите­ратуре сентиментальной повести (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А.Радищев «Дневник одной недели», Н. Карамзин «Бед­ная Лиза»).

2. Этико-эстетическая программа Карамзина и ее преломле­ние в повести «Бедная Лиза».

3. Динамика и из­менчивость чувства как средство создания психологической слож­ности образов главных героев повести.

4. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза».

5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значе­ние в повести.

6. Карамзинская традиция в развитии русской повести конца XVIII-XIX в.

Задания для обсуждения:

1. Графически изобразите систему образов повести Н.М. Ка­рамзина «Бедная Лиза». Выделите в тексте повести отрывки, поз­воляющие судить об отношении повествователя к героям.

2. Сравните характеристику «Бедной Лизы» Карамзина и «Бед­ной Анюты» Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Пе­тербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отли­чий говорить о двух течениях русского сентиментализма? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

3. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как «прогноз сюжетных перипетий» в русской литературе XIX в. Сопоставьте «Бедную Лизу» Карамзина с «Барышней-крестьянкой» Пушкина. Каково отношение Пушкина к карамзинской традиции в русской повести?

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 605–621 (или другое издание).

Для сравнения:

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А. Западов. СПб., 1992. С. 59–66 («Литературные памятники»).

Пушкин А.С. Барышня-крестьянка // Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 10 т. М, 1964. Т. 6. С. 145-170.

Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3. С. 309–325.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сен­тиментальная повесть. М., 1979. С. 5–32.

Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М.Карам­зина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2.(44). Львов, 1984. С. 65–71.

Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3–35.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: