Вопрос 39. «Фауст» Гёте. Образ Фауста. Философская проблематика трагедии

Эстетические проблемы и смысл композиции драмы «Фауст».

Пролог на небе и сцена договора, создающие своего рода смысловую рамку не только первой, но и будущей второй части, появились в процессе работы над первой частью. В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении человека и о границах человеч духа: М утверждает, что человек по природе зол и что его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями, Г же верит в безграничность исканий и смутных стремлений, которые, вопреки всем заблуждениям, выведут доброго человека на истинный путь. Ставкой в этом споре избран Фауст. Уже в этой сцене ясно выступает стилистич многоголосье, пронизывающее весь поэтич строй трагедии:высок библейск стиль(хор ангелов) чередуется с непринужденно разговорными, фамильяр речами Мефистофеля. Точно так же в первом монологе Фауста разговорн стих внезапно переходит в высокую патетику ямбич строк, а бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяютя глубоко лирич песнями Маргариты и философск раздумьями Фауста. Особ место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми начинается трагедия. «Посв»-проникновенное лирич стих-е, в кот звучит и скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, и раздумье о судьбе будущего творения. В сознинии поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им худож мир. «Театрал вступ»-беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрал зрелища, миссии иск-ва и худож-ка, которую каждый толкует по-своему.В афористически сжатых стиха Г формулирует свои теоретич идеи об организующей и преобразующей роли иск-ва.Вторая часть трагедии пронизана символикой, аллегориями, мифологич образами и ассоциациями.Фантастич элемент резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеч отношений первой части приходит на смену «большой мир»:история(антич и средневек) и космический охват природы.Во второй ч снимается проблема эмпирич мотивированности. Во второй части каждый акт-самостоят пьеса. Во второй ч-классич драматургия:введение хора, за пределами действия-эпос.Вообще жанр-драма для чтения, сам автор обозначил-трагедия. 2 вальпургиевых ночи:средневековая и античная. Средневек вальпург ночь – соблазн, которому человек не может не поддаться(после того, как Гретхен убивает ребёнка, сам Ф убивает Валентина, брата Гр, и вынужден бежать). Антич вальп н-гармония(Сфинкс, Грифен-человек гармоничен с природой).«Ф»-отразил проблемы эпохи просвещения и надолго оплодотворил литературу и искусство послед времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: